В детском саду     |     советы психолога в детском саду

Порой нам трудно представить, каким шоком может обернуться для малыша поступление в детский сад. Ведь ломается привычный уклад его жизни, режим дня и питания, температура помещения и многое другое. Однако негативные последствия, вызванные резкими изменениями, можно свести к минимуму, если заранее подготовить ребенка к новым для него условиям. Родителям заблаговременно следует узнать о режиме дня, который соблюдается в группе, о характере питания и температурном режиме. Постепенно вводите изменения в домашние условия, чтобы малыш мог привыкнуть к ним самым естественным образом. Подготовленному ребенку намного легче будет освоиться в новых условиях, будет меньше эмоциональных стрессов и физических недомоганий.

ребёнок идёт в детский садРебенок идет в детский сад и следует обратить особое внимание на предварительное формирование простейших навыков самообслуживания. Ребенок, оказавшись в коллективе таких же, как он сам, уже не сможет быть в центре внимания и реализовывать все свои потребности и желания с помощью взрослых. Со своей стороны, родители должны позаботиться о том, чтобы создать наиболее комфортные условия для развития самостоятельности и инициативности ребенка. Такие мелочи, как удобные застежки на одежде и обуви, наличие носового платка в карманчике и др., могут значительно облегчить пребывание малыша в детском саду и прибавить уверенности в собственных силах.

Обязательно посетите ознакомительное родительское собрание, на котором вы познакомитесь с коллективом педагогов, узнаете о приоритетах в процессах воспитания и обучения. На таких собраниях часто проводится анкетирование, где родители имеют возможность указать предпочтения, способности и интересы своего малыша. Это делается с целью создания максимально комфортных условий для детей в детском саду. По интересующим вас вопросам можно обратиться к психологу детского сада.

Итак, если вашему малышу вскоре предстоит поступление в детское дошкольное учреждение, вам полезно будет узнать о тех навыках и индивидуальных особенностях, которые должен иметь ребенок в определенном возрасте.

От 2,5 до 3 лет

Примерный перечень навыков самообслуживания:

- ребенок может сам довольно аккуратно кушать, использует ложку, чашку, тщательно пережевывает пищу, при этом допускается незначительное докармливание;

- умеет самостоятельно надеть нижнее белье, носки, штаны, шапку, другие предметы гардероба и обувь (без застегивания);

- может сам умываться и вытираться, моет и вытирает руки, начинает пользоваться носовым платком;

- умеет проситься в туалет с помощью слов;

- узнает личные вещи;

- под руководством или с помощью взрослых убирает за собой игрушки.

Примерный перечень индивидуальных особенностей:

- в словарном запасе присутствуют местоимения «Я» и «Мой»;

- осознает смысл слов «нельзя», «надо», в большинстве случаев стремится придерживаться правил;

- с интересом слушает, когда взрослые читают детские книжки;

- заинтересованно разглядывает иллюстрации, может назвать словом изображенный предмет или действие;

- испытывает удовольствие от звуков музыки;

- проявляет интерес к рисованию, самостоятельно рисует, пусть не всегда уверенно и умело.

Примерный перечень навыков общения:

- копирует поведение взрослого;

- отображает знакомые действия в игре: баюкает мишку, кормит куклу и т.д.;

- с удовольствием играет в компании сверстников, время от времени вступает с ними в контакт;

- может оказать примитивную помощь взрослому: подать полотенце, поднять упавший предмет и т. д.

Особенности развития речи:

- осознает смысл обращенных к нему слов;

- повторяет за взрослым простые фразы из 3-4 слов;

- самостоятельно строит простые фразы из 3-4 слов, допускается ошибочное построение предложения;

- в состоянии ответить на вопросы: «Где?», «Куда?».

Особенности сенсорного развития:

- различает основные цвета – красный, желтый, синий, зеленый;

- ориентируется в формах простых предметов (мяч, кубик, кирпичик);

- понимает разницу между большим и маленьким предметом.

Особенности продуктивной деятельности:

- проявляет начальные навыки конструирования, может построить из подручного материала домик, кровать и т.д.;

- может нарисовать замкнутую линию – кружок, солнышко и т.д.;

- пытается применять навыки лепки, лепит из теста простейшие булочки, лепешки.

Советы родителям, как надо организовать подготовительный процесс перед поступлением ребенка в детский сад и на начальном этапе пребывания

Надо сказать, что этот процесс должен начаться гораздо раньше, буквально с первых дней жизни. Ребенок должен развиваться в таких условиях, при которых у него вырабатывается механизм заблаговременного приспособления к тем жизненным ситуациям, в которых ему понадобится иная форма поведения.

- Избегайте обсуждения при ребенке волнующих и спорных моментов, связанных с его дальнейшим пребыванием в детском саду.

- Заблаговременно проведите все необходимые оздоровительные и корригирующие мероприятия, предписанные доктором.

- Поступление в детский сад возможно лишь при условии, что ребенок абсолютно здоров.

- Не планируйте поступление в детское дошкольное учреждение в период кризиса трехлетнего возраста.

- Заранее создайте дома условия, приближенные к условиям, в которых ребенок будет находиться, посещая детский сад.

- Расширяйте круг закаливающих мероприятий.

- Заранее познакомьте малыша с воспитателями и детками из группы, в которую он скоро попадет.

- Было бы хорошо отдать ребенка в ту группу, где у него найдутся уже знакомые ему дети.

- Создайте самый позитивный настрой у ребенка по отношению к детскому саду.

- Объясняйте ребенку в доступной форме нюансы навыков общения с другими детьми и с взрослыми людьми.

- Заранее приучайте ребенка к самостоятельности и самообслуживанию.

- Не используйте детский сад и все с ним связанное в негативном контексте, как наказание за непослушание и т.д.

- постарайтесь подготовить малыша к временной разлуке с вами, объяснить ему, что он уже достаточно большой для того, чтобы остаться без мамы на какое-то время, и заверить его в том, что вы обязательно придете за ним.

- Постарайтесь не нервничать накануне поступления в детский сад, чтобы ваше волнение не передалось малышу.

- Постарайтесь организовать постепенное привыкание ребенка к новым условиям, для этого будьте готовы в первый месяц пребывания в детском саду оставлять его в группе на неполный день.

- Постоянно убеждайте ребенка, что он по-прежнему любим вами.

- Уменьшите нагрузку на детскую нервную систему: прекратите на время походы в гости и на зрелищные мероприятия, сократите время просмотра телевизионных передач.

- Одевайте своего малыша в соответствии с температурным режимом в группе.

- В выходные дни постарайтесь соблюдать привычный для детского сада режим дня.

- При выявлении кардинальных перемен в поведении и эмоциональном состоянии малыша сообщите об этом педиатру, психологу, следуйте их советам и предписаниям.