Физкультурные праздники     |     Гимнастический номер БАБОЧКА И ЦВЕТЫ

Покажи фигуру по рисунку

Ведущий (обращаясь к Русалочке). Наши рыбки знают много игр. Хочешь с ними поиграть?

Проводится игра РЫБКИ И АКУЛА.

Гаснет свет, включается большой фонарик, блуждающий по залу. Под таинственную, зловещую музыку в зал входит, разводя руками, Рыба-черт. Включается одна подсветка.

Рыба – черт. Надоели ваши крики.

Что за шум и беготня?

Рыбу-черта не боитесь?

Так держитесь у меня!

(Хватает Русалочку, выбегает с ней.)

Свет зажигается.

Ведущий. Что же делать? Нашу Русалочку украл Рыба-черт.

Юля. Давайте на группы разделимся все И будем искать, а не то – быть беде!

Под фонограмму спокойной музыки, желательно, имитирующей звуки моря, дети ищут Русалочку походкой, соответствующей своему образу. Звучит фонограмма песни Ю. Антонова Море, море. В это время в зал бросают бутылку с запиской.

Наташа (берет бутылку). Посмотрите, здесь письмо. Интересно, для кого? (Берет записку, отдает ее Ведущему.)

Ведущий (читает записку). Дорогие мои друзья, спасите меня! Следуйте точно по маршруту на карте. Будьте осторожны. Русалочка!

Ведущий. Поможем Русалочке?

Дети. Да!

Ведущий. А трудностей не боитесь?

Дети. Нет!

Дети вместе с Ведущим рассматривают маршрут по карте, затем складывают ее и выбегают из зала. Звучит таинственная музыка. В это время к центральной стене прикрепляют вырезанную из картона декорацию, на которой изображен вход в пещеру-дом Рыбы-черта. Дети идут по залу, подходят к дому Рыбы-черта.

Ведущий. Вот мы и у цели. Нужно обхитрить Рыбу-черта и освободить Русалочку.

Рыбки (разводят руками, будто подплывают к дому Рыбы-черта, стучатся в дверь).

Эй, хозяин, выходи,

И попробуй, нас найди!

Проводится гимнастический номер ОСВОБОЖДЕНИЕ РУСАЛОЧКИ.

Рыба-черт. Погодите, сорванцы, сделаю из вас я голубцы! (Ищет Русалочку, не находит, разочарованно машет рукой.)

Что за наказание Мне, старому созданию? Не видать мне здесь покоя, Уплыву в другое море! (Выходит из зала.)

Дети (прыгают от радости, хлопают в ладоши, обнимают друг друга и Русалочку). Ура! Мы победили!

Русалочка. Спасибо, вам, мои дорогие! Теперь предлагаю отдохнуть после трудных испытаний, покачаться на волнах, как медузы.

Дети образуют один большой общий круг, ложатся на спину солнышком: ноги и руки врозь, глаза закрыты. Звучит фонограмма спокойной музыки.

Ведущий. Мы очутились на море и превратились в медуз. Как нам приятно лежать на поверхности воды! Нас окружает тишина и красота!

Раздается стук в дверь. Входит Морской конек прямым галопом. У него в руках коробка с подарками.

Морской конек. Здравствуйте, друзья! Я к вам приплыл издалека. Морской царь, отец Русалочки, повелевал мне передать благодарность морским обитателям, ее друзьям. (Достает из коробки открытку, читает). Того, кто спас мою дочь, благодарю и от души, по-царски, одарю!

Морской конек раздает подарки из коробки. Дети выходят из зала.

Гимнастический номер ЛЕБЕДИ

Исполняют под фонозапись классической музыки четыре девочки в костюмах лебедей

В центре зала расположено озеро – обруч, обтянутый синим бархатом. Выбегая, девочки встают с четырех сторон озера, окружая его.

1. Прилетели лебеди.

Девочки выполняют легкий бег на носочках и плавные движения руками вверх и вниз через стороны, имитируя взмахи крыльев. Далее плавно и грациозно переходят в позицию стойка на одном колене. И.п.: о.с., одну ногу выставить вперед, приседать на колено другой ноги, одновременно сгибая в колене выставленную ногу, руками продолжать выполнять плавные движения вверх и вниз через стороны.

2. Спящий лебедь.

И.п.: стойка на одном колене, повернувшись направо, боком к зрителям, выполнять движения руками вверх и вниз. Не меняя положения ног, сесть на пятку ноги, которая находится сзади, выставленная вперед нога при этом выпрямляется, носок тянуть, туловище, голову и руки тянуть к носку. Выполнять движения плавно и одновременно.

3. Лебеди просыпаются.

И.п.: спящий лебедь. Плавно скользя кистями рук по вытянутой вперед ноге (рис. 39, а), одновременно поднимать голову вверх, продолжая скользить руками по туловищу, одновременно поднимая его. Грациозно держать спину. Поднять руки вверх, кисти рук слегка опущены вниз и плавно развернуты в разные стороны, продолжать выполнять взмахи крыльями (рис. 39, б).

4. Разминка.

И.п.: сидя на пятке правой ноги, левая нога вытянута вперед, грациозно держать спину прямо, взмахи руками (рис. 40, а). Плавно опустив руки через стороны вниз, упор с боков руками об пол, отвес­ти левую ногу через сторону назад. Стараться не сгибать ногу в коленном суставе, носок ноги тянуть. Чуть приподняв туловище вверх, сесть на пятку правой ноги, упор на носок правой ноги и руки. Голову закинуть назад, грудь прогнуть как лебедь. Держать позу, взмахивая руками (рис. 40, б).

5. Лебеди поднимаются с озера.

И.п.: упор на согнутую в колене правую ногу, левая нога прямая – сзади с опорой на всю ступню с развернутым прямо носком. Продолжать выполнять взмахи руками. Сохраняя равновесие, выпрямлять правую ногу в колене, носок левой ноги скользит по полу. Далее, перейти в и.п. стоя. Поворот направо кругом (рис. 41).

6. Лебеди летят над озером.

Выполнять медленный бег на носочках один – два круга, взмахивая руками. Встать парами лицом друг к другу, боком к зрителям (рис. 42).

7. Ласточка.

И.п.: о.с., грудь прогнуть, голову закинуть назад. Одну ногу и обе руки отвести назад, обязательно зафиксировать положение лебединой груди. Затем, медленно поднимать вверх ногу, которая находится чуть сзади, не меняя положения руки и головы. Приподнять ногу, удерживая равновесие, поднимать другую ногу до уровня головы. Удерживать позицию на счет 1 – 6. Далее, поменяться местами в парах, повернувшись в другую сторону легким бегом на носочках. Повторить упражнение 7 Ласточка (рис. 43).

8. Сидящий лебедь.

И.п.: ласточка, из которого плавно перейти в и.п.: стойка на одном колене, отведенную назад ногу плавно опустить на пол, согнув ее в колене. Другую ногу вытянуть назад, носок тянуть. Перейти из стойки на одном колене в позицию сидящий лебедь: сесть на пятку ноги, согнутой в колене, сохранять равновесие. Другая выпрямленная нога вытянута назад, взмахивать руками (рис. 44).

9. Корзинка.

Из и.п. сидящий лебедь плавно опустить руки через стороны вниз, сделать упор на руки, вытянуть назад прямую опорную ногу, перейти в и.п.: лежа на животе, ноги вместе. Поднимаясь на прямых руках, прогнуться назад, обхватить прямыми руками согнутые в коленях ноги. Захватить руками носки с внешней стороны и тянуть ноги вверх, одновременно подтягивая голову и все туловище (рис. 45).

10. Колечко.

Плавно перейти в и.п.: лежа на животе, руки вытянуты вдоль туловища. Упор руками в пол на уровне груди. Выпрямляя руки в локтях, поднять вверх голову и грудь. Затем согнуть ноги в коленях, носками дотянуться до головы, образуя кольцо (рис. 46).

Далее перейти в позицию упражнения 8 Сидящий лебедь, затем, повторить упражнение 5 Лебеди поднимаются с озера.

11. Лебеди разлетаются.

Одна девочка остается стоять в центре, выполняя взмахи руками, остальные девочки бегом на носочках занимают места с разных сторон озера как в начале номера.

12. Мостик с двух колен.

И.п.: стойка на двух коленях, выполнять взмахи руками. Прямыми руками дотянуться до пяток и упереться на них двумя руками, прогибая туловище вперед и вверх, голову – вниз к пяткам (рис. 47).

13. Мостик. Из и.п.: лежа. Плавный переход из
акробатического упражнения Мостик с двух колен в и.п.: лежа на
животе, сделать поворот на спину, ноги соединить, руки вытянуть. Согнуть ноги в коленях с упором на ступни, руки согнуть в локтях, упор руками за плечами, ладони развернуть к плечам. Поднимая таз от пола вверх, прогнуть туловище вверх, выпрямить руки и ноги (рис. 48).

14. Стрела, лежа на правом боку.

Перейти из и.п.: мостик плавно в и.п.: лежа на спине, ноги вытянуты, руки вдоль туловища – солдатик лежа на спине – перейти на правый бок. И.п.: лежа на правом боку с опорой на правый локоть, кисть руки положить на пол. Согнуть левую ногу в колене, левой рукой обхватить ногу за стопу, поднять ногу вверх, носок ноги тянуть вверх (рис. 49).

15. Колодец с палочкой, Журавль.

И.п.: лежа на правом боку с опорой на правый локоть, левая нога поднята вверх с вытянутым вверх носком, левой рукой перехватить ноги. Выпрямляя правую руку в локте, сделать упор на кисть руки, правую ногу согнуть в колене, направленном вперед, продолжать держать левой рукой левую прямую ногу, поднятую вверх за пятку с внутренней стороны (рис. 50).

16. Ракушка.

Плавно перейти в и.п.: сидя, руки в упоре сзади. Ноги согнуть в коленях, обхватить их руками чуть ниже колен, голову наклонить вперед, коснуться лбом коленей (рис. 51).

17. Стрела, лежа на левом боку.

Плавно перейти в и.п.: лежа на левом боку, опора на локоть левой руки. Выполнить аналогично упражнению 14 Стрела, лежа на правом боку (рис. 52).

18. Сидящий лебедь.

Плавно выполнить поворот на животе, упор на кисти рук. Далее, повторить упражнение 8 Сидящий лебедь. Затем, повторить упражнение 2 Спящий лебедь. После этого, лебеди просыпаются, выполняют взмахи руками, поднимаются и мелким бегом выбегают из зала друг за другом.

На упражнения 12, 13 возможно введение солистки, выполняющей элементы, отличающиеся от остальных участниц.

12. Боковой шпагат.

И.п.: о.с., боком к зрителям. Одну ногу выставить вперед. Другая находится сзади. Медленно приседая, разводить ноги вперед и назад, затем поставить руки с обеих сторон около ноги, выставленной для опоры, при этом, продолжая разводить ноги, садясь на пол (рис. 53, а).

Прогнуть туловище назад и поднять одну руку вверх, выпрямляя вверх кисть руки (рис. 53, б).

13. Мостик стоя.

Плавно перейти с бокового шпагата на позицию сидящий лебедь. Далее, плавный переход на о.с.: лебеди поднимаются с озера, перейти в и.п.: стоя, взмахивая руками. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. Плавно поднять руки через стороны вверх (рис. 54, а). Постепенно прогибаясь назад до полного касания прямыми руками мата, стоять на всей ступне (рис. 54, б). Упражнение можно усложнить и выполнить Мостик с поднятием ноги вверх, для чего согнуть правую ногу в колене, носок ноги тянуть вниз, затем выпрямить ногу в колене, поднять правую ногу вперед и вверх (рис. 54, в).

Методические рекомендации

Важно заинтересовать детей образом лебедя, для чего предложить стать на время прекрасной грациозной птицей – красавицей-лебедушкой. Показать детям фотографии лебедей в различных движениях: полета, на озере и т.д., чтобы выработать правильную технику выполнения движения. На роль солистки желательно выбрать наиболее гибкую и способную девочку. Разучивание этого гимнастического номера следует начинать после освоения детьми всех акробатических упражнений, используемых в данной композиции. Количество участниц можно изменить в большую или меньшую сторону. Возможно, также, подготовить индивидуальный номер с одной участницей. По усмотрению физкультурного руководителя можно сократить или изменить ход композиции, учитывая то, что развитие сюжета гимнастического номера необходимо сопровождать нарастающей физической нагрузкой. В кульминации сюжета сосредоточить наиболее сложные движения, затем плавно перейти к спаду физической нагрузки. На протяжении всего гимнастического номера воплощать характерные движения лебедя: грациозная осанка, взмахи крыльями, лебединая грудь. Учить детей плавно выполнять движения на счет 1 – 6, закреплять позу на счет 1 – 6, одновременно работая над красивой пластикой движений. Большое значение имеет подбор музыки. Используемая классическая композиция должна быть доступна восприятию детей, с этой целью следует рассказать детям о содержании музыкального произведения.