ИЗО в детсаде     |     Рисование декоративное на объёмной форме

Аппликации сюжетная (иллюстрации к потешке )

А водица далеко, а ведёрко велико...

Задачи. Вызвать интерес к созданию простого сюжета аппликативными средствами. Учить изображению женской фигуры в народной стилистике (длинный сарафан, платок). Познакомить с разными приёмами вырезания одной геометрической формы (трапеция из треугольника и прямоугольника). Показать возможность получения разных образов из одной формы (сарафан и ведро из трапеций разного размера). Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к народной культуре.

Предварительная работа. Знакомство с книжной графикой - рассматривание иллюстраций к потешкам , песенкам, русским народным сказкам. Уточнение понятия красное в значении красивое. Оформление обложки для будущего альбома иллюстраций-аппликаций (в сотворчестве воспитателя и двух-трёх детей).

Материалы, инструменты, оборудование. Цветная бумага для фона, бумажные прямоугольники разного размера и цвета для вырезания сарафанов и ведёрок, обрезки цветной бумаги (в т.ч. розового цвета) для вырезания других деталей, ножницы, простые карандаши с ластиками для прорисовки контура; детские книжки с красивыми фольклорными иллюстрациями. На столе педагога подготовлены бумажные трапеции разного размера и цвета для показа детям приёмов работы и композиционных вариантов; лист бумаги с текстом русской народной потешки для оформления альбома детских иллюстраций-аппликаций и обложка к этому альбому, подготовленная воспитателем с двумя-тремя детьми в самостоятельной художественной деятельности.

Рекомендуемые учебные пособия, литература.

Плакат Цветные формы.

Технологическая карта по аппликации Водоноска.

Комплект карточек Одежда и обувь.

Содержание занятия.

Воспитатель показывает детям иллюстрацию Ю. Васнецова (См .: Хрестоматия для маленьких/ Под ред. Л.Н. Елисеевой) или любую другую книжную иллюстрацию к народным песенкам и потешкам и читает потешку Посылали молодицу:

Посылали молодицу П од горушку по водицу. А водица далеко, А ведёрко велико. Наша Катя подрастёт, Катя силы наберёт, Станет по воду ходить, Вёдра красные носить.

Воспитатель проводит краткую беседу по содержанию потешки : Какая Катя? В шутку или всерьёз девочку в потешке называют молодицей? Куда и за чем она пошла? (Под горушку за водицей.) Что с собой взяла? (Ведёрко.) А в чём Катя станет носить воду, когда подрастёт? (В красных вёдрах.) Почему вёдра в этой потешке назвали красными? (Красные, значит красивые, наверно, украшены узорами.)

Воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им потешка про Катю с ведёрком, и предлагает создать красивые иллюстрации-аппликации. Затем показывает две трапеции разного размера и спрашивает, из какой фигуры лучше сделать сарафан, а из чего ведёрко? (Дети высказывают свои соображения.) Воспитатель выставляет трапеции на мольберт или фланелеграф и быстро дополняет фигурки другими деталями, чтобы получилась композиция Катя с ведёрком.

Если дети готовы к принятию нестандартных решений, воспитатель может показать два варианта построения сюжета из одних и тех же элементов: девочка из большой трапеции с ведёрком из маленькой трапеции и наоборот, девочка из маленькой трапеции с ведром из большой трапеции.

Воспитатель интересуется, каким способом дети будут вырезать сарафан (и ведёрко). Уточняет ответы детей и показывает два способа: получение трапеции из прямоугольника (или квадрата) способом срезания уголков и преобразование треугольника в трапецию способом срезания одного уголка (вершины).

Педагог обращает внимание детей на большой выбор художественных материалов и предлагает создать красивые иллюстрации-аппликации к потешке про Катю, которая пошла по водицу с ведёрком.

Дети выбирают подготовленные воспитателем бумажные формы (прямоугольники разного размера и цвета), для фона подбирают гармонирующую по цвету бумагу. Воспитатель советует приложить бумажные заготовки к фону, чтобы увидеть и оценить цветосочетание. По ходу работы педагог помогает детям в создании композиции, советуя сначала выложить вырезанные формы и перемещать на цветном фоне. Подсказывает варианты сюжетных решений: девочка испугалась и смотрит на вёдро, опустив руки; Катя приподняла ведро, изогнувшись от его тяжести; девочка держит за ручку ведро, стоящее на земле...

В конце занятия дети переносят свои иллюстрации-аппликации на свободный стол для просушки и рассматривают, свободно обмениваясь впечатлениями.

Способы вырезания трапеции для сарафана и ведра

После занятия. В свободное время дети по своему желанию дополняют сюжетную композицию новыми элементами, рассматривают иллюстрации-аппликации и составляют альбом А водица далеко, а ведёрко велико...

Чтение стихотворения П. Воронько Я носила воду:

Я носила воду, воду -О т колодца к огороду. А потом носила в сад, Поливала десять гряд. А на грядках погляди-ка! -Н ынче выросла клубника. Спелых ягод я нарву, Всех подружек созову!