ИЗО в детсаде     |     Аппликация из осенних листьев

Аппликация. Цветные зонтики

Задачи. Учить детей создавать аппликативные композиции на основе пейзажных рисунков. Совершенствовать изобразительную технику: закрепить умение закруглять уголки для получения купола зонтика, показать варианты оформления края (зубчики, маковки), познакомить с новым приёмом оформления аппликации - раздвижение.

Предварительная работа. Рассматривание зонтиков на прогулке во время дождя и в музыкальном зале. Дидактическая игра на развитие цветового восприятия. Беседа о дожде и дождливой погоде. Рисование осеннего неба (пасмурного, серого, грустного) по стихотворению Н. Некрасова (отрывок):

...Осень невидимкой Н а землю сошла, Сизо-серой дымкой Небо облекла...

Материалы, инструменты, оборудование.

Бумажные квадраты и прямоугольники разного цвета для вырезания детьми зонтиков, наборы цветной бумаги, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки бумажные и матерчатые, клеёнки, коробочки для обрезков.

Рисунки осеннего неба, выполненные детьми в самостоятельной художественной деятельности, - для фона аппликаций. Если не удаётся выполнить рисунки, в качестве фона можно использовать листы цветной бумаги.

Содержание занятия.

Перед занятием дети берут свои рисунки осеннего неба и переносят на столы.

Воспитатель читает детям стихотворение 3. Александровой Дождик:

К нам на длинной мокрой ножке Дождик скачет по дорожке.

В лужице - смотри, смотри! Он пускает пузыри.

Если лужицы нальются,

Так и хочется разуться,

- Подбежать и потрясти

В тёплом дождике кусты...

Воспитатель предлагает спрятаться от дождика под зонтиками.

- Красивые, нарядные зонтики мы сейчас вырежем из цветной бумаги, чтобы спрятаться от осеннего холодного дождя.

Воспитатель выставляет на мольберте или на фланелеграфе варианты зонтиков, выполненные аппликативной техникой (см . схемы).

Зонтики такие разные, но вырезать их можно одним способом, а потом оформить каждый по-своему. Давайте вместе подумаем, как мы будем вырезать зонтик? Если дети затрудняются, воспитатель подсказывает, что таким способом они уже вырезали автобусы, троллейбусы, трамваи для картины Город и качели-карусели для картины Детская площадка. Дети вспоминают, воспитатель уточняет и поясняет, используя частичный показ: Складываем прямоугольник пополам и от верхней точки сгиба ведём ножницами дугу к нижнему уголку, раскрываем и видим купол зонтика. Теперь подумаем, как этот зонтик можно оформить. Дети высказывают свои предположения. Воспитатель поощряет, отмечает интересные и оригинальные способы. Предлагает познакомиться с новыми способами. Один способ нужен нам для оформления края зонтика, чтобы он стал как настоящий. Вот здесь вырезаем зубчики (движение ножницами зигзаг - см. рис.) или маковки (движение ножницами волна - см. рис.). Другой способ нам понадобится для оформления купола зонтика.

Смотрите: я беру красный зонтик и перерезаю его на части, а потом эти части наклеиваю на бумагу другого цвета - например, жёлтого (или зелёного, голубого ), но не плотно друг к другу, а на небольшом расстоянии, чтобы были видны полоски другого цвета, и ещё раз вырезаю зонтик так, чтобы вокруг красного зонтика получился жёлтый (зелёный, голубой) ободок. Правда, красиво? Посмотрите, как можно делить зонтик на части -в доль или поперёк, а линии разреза могут быть прямые, волнистые или зубчиками. Воспитатель выставляет схемы оформления зонтиков. Предлагает детям выбрать материал и приступать к работе.

В конце занятия воспитатель напоминает детям, что наклеивать зонтики нужно на осеннюю картину или на лист цветной бумаги, красиво подобранный по цвету. И не забыть про ручку, за которую зонтик держат.

После занятия. Оформление выставки Цветные зонтики.

Варианты оформления зонтиков