ИЗО в детсаде     |     Рисование декоративное. Солнышко, нарядись!

Аппликация декоративная (полихромная, накладная)

Солнышко, улыбнись!

Задачи. Вызывать у детей интерес к созданию солярных образов в технике аппликации. Учить детей вырезать солнышко из бумажных квадратов, сложенных дважды по диагонали, и составлять из них многоцветные (полихромные) образы, накладывая вырезанные формы друг на друга. Показать варианты лучиков (прямые, волнистые, завитки, трилистники, треугольники, трапеции, зубчики) и способы их изготовления. Развивать чувство цвета, формы и композиции.

Предварительная работа. Рассматривание фотографий, открыток, календарей с изображением солнца и розетковых цветов (астры, георгины, золотые шары); дидактические игры на восприятие цвета. Подготовка окошек как основы для композиций. Обследование формы цветов, вырезанных из картона. Рассматривание книжных иллюстраций в сборниках песенок, потешек , народных сказок с целью обогащения впечатлений и представлений о вариантах изображения солнышка; рассматривание дымковских игрушек, имеющих в своём оформлении солярные знаки; беседа о солнце как источнике жизни на земле и как одном из главных образов народного искусства; сравнение солярных элементов в разных видах народного декоративно-прикладного искусства (ткачестве, вышивке, керамике).

Материалы, инструменты, оборудование. Цветная и фактурная бумага, бумажные салфетки белого и голубого цвета; готовые бумажные формы - цветные квадраты разной величины и расцветки; фантики на бумажной основе, ножницы, простые карандаши, салфетки бумажные и тканевые, клей, клеевые кисточки, розетки для клея, клеёнки; старые футболки для переодевания.

Рекомендуемые пособия, литература.

Плакаты Весна, Дымковская игрушка, Писанки , Ложки и матрёшки, Золотая хохлома.

Альбом для детского творчества Ложки и матрёшки.

Таблица с вариантами солярных (солнечных) декоративных элементов.

Содержание занятия.

Воспитатель предлагает детям вспомнить потешки , песенки, стихи, загадки о солнышке. Спрашивает, какими словами обычно описывается солнце, почему его называют красным (красный - красивый). Воспитатель рассказывает детям потешки и стихи о солнышке, например:

Солнышко, повернись!

Красное, разожгись!

С весной красною вернись!

Красно-солнышко ,

В дорогу выезжай!

Зимний холод прогоняй!

Педагог напоминает детям о том, что в изделиях народного декоративно-прикладного искусства можно разыскать солнце и как по-разному оно выглядит: в виде точки, круга, нескольких кругов, круга с лучами-завитками, лучами волнистыми линиями, лучами-точками, цветами, бутонами и пр. Показывает писанку (миниатюру на яйце) с солярными элементами, вятского (дымковского) индюка. Направляет внимание детей на поиск образа солнца в этой народной игрушке. Дети находят образ солнца как в фигурке птицы (хвост, крыло), так и в элементах декора (точки, многоярусные круги...).

Затем воспитатель предлагает детям создать свои солнышки-колоколнышки вырезать из цветной бумаги так же, как мы осенью вырезали цветы, а зимой снежинки, - т.е. из бумажных квадратиков или фантиков, сложенных дважды пополам. Кроме того, можно скомбинировать изобразительные техники (дорисовать лучики и лицо фломастерами или гуашевыми красками). Ещё раз обращает внимание на варианты лучей: точки, круги, линии -п рямые, волнистые, завитки и сочетания элементов.

Воспитатель напоминает способ вырезания розетковых форм из бумажных квадратиков, сложенных пополам, и показывает схему с вариантами лучиков. Советует изобразить солнышко, которое будет выглядывать из-за тучек, и предлагает детям придумать свои способы оформления тучек. Комментирует разные предложения детей и, в случае необходимости, подсказывает способ обрывной аппликации и конструирования из смятых комочков бумаги (бумажной салфетки). Дети выбирают окошки как фон для композиции, в соответствии с цветом фона подбирают цвет бумажных квадратиков или фантиков для вырезания солнышка, и бумажные салфетки для оформления тучек, из которых будет выглядывать солнышко.

По ходу занятия педагог оказывает детям индивидуальную помощь в выборе композиции и способа вырезания лучиков разной формы; читает детям потешки и стихи о солнышке:

Солнышко-колоколнышко , Ты пораньше взойди, Нас пораньше разбуди: Нам в поля бежать, Нам весну встречать!

Закатилось красно солнышко З а тёмные леса. В лесу пташки приумолкли, Все садились по местам, По таким же по местечкам, -П о ракитовым кустам.

После занятия. Дети дополняют портреты солнышка графическими элементами, оформляют выставку, сравнивают лепные и аппликативные портреты солнышка.

Чтение рассказа Г. Р. Лагздынь Татьян-кина кричалка :

- Если идёт дождик, - это туча плачет? -с просила Олю маленькая Татьянка .

Не знаю... Наверно, плачет.

А почему тогда дождь не солёный? Вот, попробуй! Татьянка высовывает язык. Оля тоже высовывает язык.

Вы чего языки повысовывали ? - спросил пробегающий мимо крыльца Димка. -Ж арко?

Почему жарко? - удивилась Татьянка . - Совсем не жарко, мокро.

- Потому! - крикнул Димка. - Когда Бобке жарко, он всегда язык высовывает!

Дождь надоел, - сказала Оля. - А солнышко спит.

Разбудить надо! - предложил Димка, останавливаясь у крыльца.

А как? - спросила Татьянка .

Известно как! Покричать!

Я знаю кричалку ! И Татьянка закричала:

Солнышко! Солнышко! Погуляй у речки! Солнышко, солнышко! Раскидай колечки! Мы колечки соберём, золочёные возьмём! Покатаем! Поиграем! И тебе назад вернём!

Вот и дождик перестал, - удивилась Оля. - И солнце выглядывает.

А я что говорил?! - засмеялся Димка и побежал дальше.