ИЗО в детсаде     |     Белая берёза под моим окном... (зимний пейзаж)

Аппликация из бумаги с элементами рисования

Снеговики в шапочках и шарфиках

Задачи. Вызвать интерес к зимней и новогодней тематике. Учить создавать выразительный образ снеговика, по возможности точно передавая форму и пропорциональное соотношение его частей. Продолжать освоение рационального способа вырезания круга из квадрата путём сложения его пополам и закругления парных уголков. Побуждать к декоративному оформлению созданного образа (шапочки и шарфики в полоску или в горошек). Учить детей при создании композиции понимать и передавать пространственные отношения (над , под, справа, слева, сбоку). Развивать глазомер, чувство формы и пропорций.

Предварительная работа. Лепка (конструирование) снежных фигурок и сооружений. Лепка (конструирование) снеговиков и других форм из мягкого снега на прогулке, роспись снежных скульптур гуа-шевыми красками по мотивам дымковской игрушки или по своему замыслу. Экспериментирование с бумагой разной фактуры и плотности. Конструирование поделок из комочков ваты и мятой бумаги. Рассматривание шапочек и шарфиков. Упражнение в подборе гармоничных цветовых сочетаний на дидактической цветовой модели Радуга.

Материалы, инструменты, оборудование. Квадраты и прямоугольники разного размера, вырезанные из мягкой бумаги белого, розового, голубого , светло-сиреневого цвета (для свободного выбора детьми), наборы цветной бумаги и фантики, бумажные обрезки для шапочек и шарфиков; ножницы, клеящие карандаши или клей и клеевые кисточки, коробочки для обрезков, фломастеры для дорисовки. В качестве фона для индивидуальных работ детей используется. плотная бумага или картон разного формата и цвета.

Аппликация Дед Мороз, выполненная воспитателем в сотворчестве с двумя-тремя детьми (см . рисунок).

Содержание занятия.

Воспитатель читает детям стихотворение Г.Р. Лагздынь Что случилось?:

Что случилось? Что такое? Небо снова голубое ? Ходят в небе облака, Сушат солнышком бока. Плачет горько снеговик:

- К лужам с детства не привык! Где ты, Дедушка Мороз?

Хоть немножко подморозь! Может быть, ты болен? Мною недоволен ? Отвечает тихо вьюга:

- Дед не болен, не сердит. Просто он в гостях у друга В холодильнике сидит!

Воспитатель показывает детям аппликацию Дед Мороз и рассказывает, что сейчас Дедушка Мороз отправится в гости к снеговикам, чтобы они не грустили, и будет играть с ними в снежки. Предлагает детям сделать весёлых снеговиков и нарядить их в красивые шапочки и шарфики: Давайте сделаем картину-аппликацию о том, как снеговики обрадовались, перестали плакать, весело заулыбались, быстро надели красивые шапочки с шарфиками и побежали на детскую площадку.

Воспитатель выставляет на фланеле-графе геометрические формы разного размера, предлагает выбрать те, которые подойдут для изготовления снеговика, и просит детей проанализировать и описать изображённое (снеговик состоит из трёх кругов или овалов, поставленных друг на друга; внизу находится самый большой, посередине - средний по величине, сверху - самый маленький - это голова; руки можно сделать из овалов или веточек).

Затем воспитатель спрашивает, как лучше вырезать круг (овал). Дети вспоминают, в случае необходимости, воспитатель уточняет: складываем бумажный квадрат (прямоугольник) пополам и, держа за сгиб, закругляем уголки - сначала один, потом другой, чтобы получился полукруг (полуовал); разворачиваем... и видим круг (овал). Напоминает, что снеговики выйдут красивыми, если круги (или овалы) будут разного размера. Яркие шапочки и шарфики можно вырезать из цветной бумаги, а можно дорисовать фломастерами. Просит не забывать, что снеговики ждут в гости Деда Мороза и поэтому радостно улыбаются.

Дети самостоятельно выбирают материалы для работы - бумажные квадраты или прямоугольники разного размера (белого, голубого , розового, светло-сиреневого цвета), листы цветной бумаги для фона и начинают делать аппликации.

По ходу занятия воспитатель подсказывает детям, что нужно планировать свою работу и не торопиться наклеивать вырезанные формы: сначала нужно положить фоновый лист вертикально, чтобы снеговик поместился, и не оставалось много пустого места с боков; затем необходимо выложить все круги в нужном порядке, посмотреть, как получается фигурка снеговика, и только тогда приклеивать, начиная с нижнего круга и слегка накладывая круг на круг, будто это настоящий снеговик, слепленный из снега. Воспитатель напоминает детям, что красивые шапочки и шарфики можно нарисовать фломастерами или вырезать из ярких обрезков цветной бумаги, конфетных фантиков. Снеговики могут играть в снежки, держать метлу или делать что-то другое.

В конце занятия устраивается общая выставка Дед Мороз в гостях у снеговиков. Из индивидуальных работ можно составить общую композицию или альбом.

После зонятия . Составление рассказов (историй, сказок) про снеговиков и Деда Мороза. Лепка снеговиков и других снежных скульптур на прогулке.

Чтение стихотворения-небылицы Пикник снеговиков В.Шипуновой :

Небо встряхнуло звёздный ковёр. Мы развели из сосулек костёр. Вспыхнуло пламя бенгальских свечей. Сыплются искры студёных огней. Поджарим снежки, а из инея - кашку Быстренько сварим. В цветные бумажки -Из-под конфет - завернём по снежинке С о вкусом лимона и мандаринки. В котле шоколадном - без лишних затей С варим мы кашу для грустных людей.

После чтения небылицы проводится рисование-фантазирование Пикник снеговиков.