ИЗО в детсаде     |     Рисование на камешках по замыслу

Аппликация коллективная. Заморский натюрморт

Задачи. Совершенствовать технику вырезания округлых форм из бумаги, сложенной вдове. Развивать чувство формы и композиционные умения (готовить элементы натюрморта в соответствии с величиной вазы или фруктовницы , частично накладывать вырезанные силуэты друг на друга и размещая выше-ниже ). Вызвать интерес к рассматриванию и самостоятельному созданию многокрасочных, красивых, ярких натюрмортов. Подвести к пониманию того, что красивый натюрморт хорошо получается при сочетании разных цветов, форм и художественных техник. Развивать чувство цвета при подборе колорита. Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве.

Предварительная работа. Беседа о заморских (экзотических) плодах (ананас, банан, кокос). Рассматривание репродукций и художественных открыток с изображением натюрмортов. Продолжение знакомства с натюрмортом как жанром живописи; рассматривание репродукций картин; составление натюрмортов из цветов, овощей, фруктов; фотографирование; рисование с натуры сухими художественными материалами (цветными карандашами, сангиной, фломастерами).

Материалы, инструменты, оборудование. Квадратики и прямоугольники, вырезанные воспитателем из цветной бумаги (красного, жёлтого, оранжевого, синего, зелёного, персикового, фиолетового цвета), наборы цветной бумаги для выбора фона; фактурная бумага для самостоятельного вырезания ваз и фруктовниц , а также для поиска новых цветосочетаний и оттенков, ножницы, коробочки для обрезков, клей, клеевые кисточки, салфетки, клеёнки. По возможности тропические плоды - ананас, бананы, кокос и др. (или качественные муляжи). 4-5 незавершённых композиций, подготовленных воспитателем (см. рисунок).

Рекомендуемые учебные пособия, литература.

Плакаты Фрукты, Остров.

Комплект карточек с изображением тропических фруктов.

Незавершённая композиция для аппликации Натюрморт (2-3 варианта).

Раскраски с изображениями экзотических плодов.

Содержание занятия.

Внимание: занятие по аппликации Заморский натюрморт проводится после занятий по ознакомлению с окружающим миром, в ходе которого у детей уточняются представления об особенностях экзотических растений и их плодов.

Дети рассматривают красивый натюрморт из свежих тропических плодов (ананас, кокос, банан) или качественных муляжей. Педагог предлагает полюбоваться и напоминает, что дети уже знают, откуда к нам приехали (приплыли, прилетели) эти необычные плоды. Дети не спеша обходят натюрморт и рассматривают его со всех сторон. Обсуждаются наблюдения и выводы детей о том, что натюрморт с разных сторон выглядит по-разному (если посмотреть с одной стороны, на переднем плане бананы, а если посмотреть с другой стороны, на переднем плане кокос и т.д.).

Воспитатель показывает детям четыре-пять незавершённых композиций с приклеенными силуэтами ваз или фруктовниц , вырезанных из фактурной бумаги.

- Сегодня на занятии мы будем вырезать разные заморские плоды и составлять из них красивые натюрморты вот в этих красивых фруктовницах . Давайте поговорим о том, какие фрукты и как мы сможем вырезать.

Воспитатель показывает детям бумажные прямоугольники разного размера и один квадратик и предлагает подумать, из какой бумажной заготовки лучше всего вырезать ананас, банан и кокос. После ответов детей напоминает способ вырезания: для ананаса и кокоса складываем заготовку пополам и попарно закругляем уголки, а банан вырезаем так же, как огурчик. (См . рисунки.)

Воспитатель предлагает детям подумать, как можно передать особенности внешнего вида (ячеистость поверхности) и шероховатость ананаса, ворсистость кокоса, гладкость банана. Дети предлагают свои способы, воспитатель уточняет и показывает новые приёмы. (См . рисунок.)

Дети распределяются на небольшие группы по 4-5 человек, каждая группа выбирает одну незавершённую основу для коллективной композиции или же готовит её сама (дети выбирают цвет фона и поручают одному ребёнку вырезать фруктовницу ).

Дети обдумывают свои замыслы, распределяют объём работы, договариваются о том, кто какие плоды будет вырезать (в каком количестве) и начинают работать. Воспитатель помогает косвенными вопросами, эмоционально поддерживает, при необходимости подводит ребёнка к поиску способа складывания бумаги и вырезания формы или выбору подходящей цветовой гаммы.

Дети вырезают силуэты фруктов и создают композиции. Если фрукты не помещаются в вазе или фруктовнице , воспитатель советует частично наложить силуэты бумажных плодов друг на друга и подвигать в поисках лучшего их размещения. Оформляется выставка для родителей и детей всего детского сада.

После занятия. Оформление выставки заморских натюрмортов, проведение экскурсии с ребёнком-экскурсоводом, составление описательных рассказов, рисование натюрмортов с натуры. Чтение стихотворения Г.Р. Лагздынь :

Мы играем в телефон.

Это Африка? Где слон?

Если Африка, скажите!

Так. С жирафом нас свяжите!

Как погода в Африке?

Всё нормально?

Как с дождями в Африке?

Максимально...