ИЗО в детсаде     |     Лепка - экспериментирование с художественными материалами

Аппликация обрывная с элементами декоративного рисования

Золотые берёзы

Задачи. Вызвать у детей интерес к изображению осенней берёзки по мотивам лирического стихотворения. Учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей золотой кроны (аппликация) и стройного белоснежного ствола с тонкими гибкими ветками (аппликация и рисование). Совершенствовать технические умения. Развивать чувство цвета и композиции.

Предварительная работа. Рассматривание репродукций, художественных открыток, слайдов с осенними пейзажами (И. Левитан Золотая осень). Беседа о золотой осени. Работа по развитию речи на обогащение речи многозначными словами (золотые руки, золотое сердце, золотая голова, золотое слово, золотое время и т.д.). Совершенствование техники обрывной аппликации - наблюдение за творческой работой воспитателя и подготовка композиционных основ для малышей. Знакомство с искусством Золотой Хохломы, освоение несложных элементов кистевой росписи.

Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги разного цвета и размера для фона, цветная бумага для изображения берёз (жёлтая, золотистая фольга, зелёная, белая, ножницы, кисти, белая и чёрная гуашь, цветные карандаши, коробочки для обрезков, салфетки бумажные и матерчатые. Вариативные образцы для показа детям способов оформления кроны золотых берёзок в: технике обрывной аппликации (цельный силуэт, из кусочков рваной бумаги разной величины, модульная аппликация из мелких кусочков бумаги, из рваных полосок и т.д.)

Содержание занятия.

Воспитатель обращает внимание детей на репродукцию картины И. Левитана Золотая осень и читает стихотворение В. Набокова Берёзы:

Стволы сквозь лёгкое зелёное сиянье Б елеют, тонкие, и воздух освежён Грозой промчавшейся.

Чуть слышный перезвон. Дробится надо мной

чуть слышное журчанье. И по невидимым качается волнам, Трава, вся в теневых лиловых паутинах, Вся в ослепительных извилинах, а там, Меж светлых облаков,

роскошно лебединых, Струится радуга и смутно с высоты Мне улыбается, в лазури нежной тая, Такая нежная, невинная, святая, Что, умилённые, склоняются листы, Роняя длинные сверкающие слёзы, -И это жизнь моя, и это край родной, Родная красота... И льётся надо мной Сиянье лёгкое, зелёное, - берёзы...

Педагог проводит краткую беседу по содержанию стихотворения и предлагает детям самим создать красивые картины с русскими красавицами - золотыми берёзками. Поясняет задачу: Поэт в своём стихотворении рассказывает нам о летних зелёных берёзках, а мы с вами представим, что эти берёзки нарядились в золотые осенние одежды и любуются друг другом.

Воспитатель поочерёдно показывает детям разные варианты оформления кроны в технике обрывной аппликации и просит детей самостоятельно определить способ:

цельный силуэт, который можно сначала нарисовать и потом не вырезать ножницами, а общипать пальчиками по нарисованному контуру;

крона дерева из кусочков рваной бумаги разной величины;

дерево из рваных полосок разной длины и ширины;

модульная аппликация из мелких кусочков бумаги;

Воспитатель предлагает детям самостоятельно выбрать технику (или сочетать разные способы обрывной аппликации) и при желании оформить веточки берёзы декоративными элементами по мотивам золотой хохломы.

После занятия. В январе дети будут рисовать зимнюю берёзу по мотивам лирического стихотворения С. Есенина Белая берёза. Эти два занятия (занятие по аппликации с элементами рисования № 27 и занятие по рисованию с элементами аппликации № 39), хотя и разделённые во времени, необходимо рассматривать как единое целое.