ИЗО в детсаде     |     Рисование сюжетное. Лиса-кумушка и лисонька-голубушка

Аппликация с элементами рисования (по мотивам русских народных сказок)

Зайчишки - трусишка и храбришка

Задачи. Учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев. Вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительно-выразительными средствами. Познакомить с приёмами передачи сюжета: выделять главное, изображая более крупно на переднем плане; передавать как смысловые, так и пропорциональные соотношения между объектами. Развивать композиционные умения.

Предварительная работа. Чтение: Д.Н. Мамин-Сибиряк Сказка про храброго зайца... и русская народная сказка Заяц-хвастун в обработке 0. Капицы. Рассматривание книг, иллюстрированных И.Я. Би-либиным , Ю.А. Васнецовым, A.M. Елисеевым, В.М. Конашевичем, В.В. Лебедевым, Т.А. Мавриной, Н.Е. Чарушиным и др. Подготовка книжек-самоделок для иллюстрирования детьми на занятиях по рисованию.

Материалы, инструменты, оборудование. Книжки-самоделки, художественные материалы на выбор детям - цветные карандаши, фломастеры, краски гуашь; кисточки, баночки с водой.

Содержание занятия.

Воспитатель предлагает детям вспомнить основных героев сказок, которые они прослушали на занятии по литературе: как их зовут, кто из зайцев как выглядит, у кого какой характер. (Д.Н. Мамин-Сибиряк Сказка про храброго зайца... и русская народная сказка Заяц-хвастун в обработке 0. Капицы).

Затем воспитатель напоминает детям о том, что они начали делать свои книжки по знакомым сказкам, чтобы подарить их детям младшей или средней группы детского сада. Проводит краткую беседу о том, кто и как работает над созданием детских книг. Уточняет, что сначала авторы пишут тексты, а художники рисуют иллюстрации, потом книжку в издательстве готовят к печати в типографии, где есть специальные печатные станки, на которых можно напечатать много-много одинаковых книг, чтобы у всех детей были красивые интересные книжки.

А мы с вами подготовим свои книжку с картинками. По картинкам можно будет рассказать о том, кто герой в этой книжке и что с ним происходит. В наших книжках всё будет по-настоящему: обложка с названием и странички с картинками. Обложку мы оформим в самом конце работы. Сегодня мы с вами нарисуем двух зайцев, которые живут в сказочном лесу. Но нарисуем не просто зайцев, - с длинными ушами и коротким хвостом. Мы постараемся показать в рисунках, какой характер и какое настроение у каждого зайца: кто храбрый и весёлый, а кто трусливый и грустный. Это очень трудно, но я думаю, что вы с этой задачей справитесь, как настоящие художники-иллюстраторы детских книжек. Откройте второй разворот ваших книжечек (следующий после золотого леса), нарисуйте золотую полянку и на ней двух зайцев: на одной страничке трусишку, а на другой - храбреца, будто они встретились и что-то рассказывают друг другу.

Дети рисуют, воспитатель помогает словесными описаниями портретов, советами и косвенными вопросами (у храброго зайца грудь колесом, голова смело и гордо поднята вверх, уши торчком, лапки подняты вверх или разведены в стороны, а у зайца-трусишки спина согнута, уши прижаты к спине, а лапки подняты к груди или опущены вниз).

После занятия. Чтение рассказа К.Д. Ушин-ского Жалобы зайки:

Растужился, расплакался серенький зайка, под кустиком сидючи ; плачет, приговаривает: нет на свете доли хуже моей, серенького зайки! И кто только не точит зубов на меня?

Охотники, собаки, волк, лиса и хищная птица; кривоносый ястреб, пучеглазая сова; даже глупая ворона и та таскает своими кривыми лапами моих милых детушек - сереньких зайчат. Отовсюду грозит мне беда; а защищаться-то нечем: лазить на дерево, как белка, я не могу; рыть нор, как кролик, не умею. Правда, зубки мои исправно грызут капустку и кору гложут, да укусить смелости не хватает. Бегать я-таки мастер и прыгаю недурно; но хорошо, если придётся бежать по ровному полю или на гору, а как под гору - то пойдёшь кувырком через голову: передние ноги не доросли.

Всё бы ещё можно жить на свете, если б не трусость негодная. Заслышишь шорох -у ши подымутся , сердчишко забьётся, не взвидишь света, пырскнешь из куста - да и угодишь прямо в тенёта или охотнику под ноги... Одно только и есть у меня утешение, что хвостик коротенький: собаке схватить не за что.

Рассказывание детьми русских народных песенок и потешек о зайке.

Сидит, сидит зайка, Сидит зайка серый П од кустом, под кустом. Охотнички едут, Едут, скачут в поле В о пустом, во пустом.

- Вы, охотнички , скачите, На мой хвостик поглядите, - Я не ваш,

Я ушёл.

Сидит, сидит зайка, Сидит зайка белый, Ушки жмёт, ушки жмёт. Охотнички едут, Едут, скачут в поле Вмимолёт , вмимолёт ..

- Вы, охотнички , скачите, Меня, зайку, не ищите!

Я не ваш, Я ушёл.