ИЗО в детсаде     |     Силуэтная аппликация и декоративное рисования. Кошки на окошке

Аппликация с элементами рисования. Машины на улицах города

Задачи. Учить детей вырезать машины из прямоугольников и квадратов, сложенных пополам (автобусы, трамваи, троллейбусы и легковые машины). Совершенствовать технику вырезания ножницами: по нарисованному контуру и на глаз. Формировать композиционные умения - ритмично размещать вырезанные машины на полосе, показывая направление движения.

Предварительная работа. Изготовление панорамы города (на предыдущем занятии по аппликации дети создали панораму города, на которой остались не заполненными две полосы дороги серого цвета). Рассматривание машин на улице, а также изображений машин в журналах, каталогах, календарях, на фотографиях и пр.

Материалы, инструменты, оборудование. Прямоугольники и квадраты цветной бумаги для вырезания машин, фломастеры, цветные и простые карандаши, ножницы, клей, клеевые кисточки, клеёнки, салфетки бумажные и матерчатые, незавершённая общая композиция Наш город. Силуэты машин для показа детям (автобусы, троллейбусы, трамваи, легковые автомобили). Лекала - половинки симметричных машин (для детей, затрудняющихся при создании контурного рисунка).

Содержание занятия.

Воспитатель показывает детям незавершенную панораму Наш город, выполненную на предыдущем занятии по аппликации, и напоминает стихотворение, которое дети слушали на занятии по художественной литературе:

К нам бегут автобусы С добрыми глазами. И двери перед нами Р аспахивают сами...

Троллейбус приглашает:

Ш-ш-шу ,

Прошшшу ко мне,

Ко мне прошшшушшу ! И подошли трамваи С добрыми глазами, И завели трамваи Добрыми голосами:

Блям , блям ,

К нам! К нам! Пожалуйста, входите И располагайтесь. Только не кричите! Только не толкайтесь.

(Э. Мошковская )

Напоминает, что в панораме города задумывалась дорога с машинами. Показывает дорогу на панораме и спрашивает, почему она состоит из двух частей (посередине разделена белой полосой). Уточняет ответы детей и показывает стрелками, в какую сторону будут ехать вырезанные ими машины на правой и на левой полосах дороги.

Воспитатель показывает детям несколько игрушечных машин и задаёт вопросы о внешнем виде: что общего и чем машины отличаются между собой? Ответы детей сопровождает обрисовывающими жестами руки возле игрушечных машин (корпус, колёса, окна, фары).

Воспитатель выставляет на фланеле-графе или на мольберте силуэты машин, имеющих симметричное строение: автобус, троллейбус, трамвай и 2-3 легковых автомобиля, вырезанные заранее из цветного картона или плотной бумаги. Предлагает детям обрисовать силуэты пальчиком на расстоянии и подумать, как их лучше вырезать. Выслушивает предложения детей и сообщает, что сейчас они познакомятся с новым способом вырезания. Воспитатель поочерёдно закрывает половинки силуэтов машин (сначала справа, затем слева). Спрашивает, какую особенность заметили дети в строении

этих машин. Уточняет ответы: да, все машинки состоят из двух одинаковых половинок.

Все предметы, состоящие из двух одинаковых половинок, удобно вырезать из бумаги, сложенной вдвое. (Закрывает половинку автобуса или трамвая и предлагает посмотреть, как такую машинку можно вырезать.)

Я беру прямоугольник бумаги, складываю его по длине пополам, разглаживаю сгиб. Потом рисую половинку машинки - провожу дугу от одного уголка к другому, держа за сгиб, вырезаю, раскрываю - и вижу... автобус! Легковую машину вырезать немножко труднее: я рисую линию от верхней точки сгиба, будто рисую грибок или радугу, а потом поворачиваю ножницы и делаю срез в сторону до края бумаги, - вот так. Только наши машины пока без колёс. Колёса и все остальные детали машины (окна, дверцы, фары) можно дорисовать или вырезать из цветной бумаги, как вам захочется. Машины могут иметь разную форму. Посмотрите на эти модели. (Воспитатель закрывает бумагой половинки всех машин, чтобы дети могли нарисовать контур на бумаге, сложенной вдвое.)

Дети вырезают машины, воспитатель помогает, просит показать нарисованный контур. Ещё раз уточняет, что линию нужно вести от верхней точки сгиба, иначе машина распадётся на две части. Если это происходит, воспитатель советует ребёнку склеить машинку из двух частей и попробовать вырезать ещё раз.

По окончании работы дети размещают все вырезанные машинки на дороге панорамы Наш город (см . занятие № 8) и только после этого приклеивают.

После занятия. Дети по своему желанию дополняют коллективную композицию Машины на улицах города, составляют сюжетные рассказы по самодельной композиции или из личного опыта на тему Г де я живу?