ИЗО в детсаде     |     Лепка сюжетная. Зимние забавы

Аппликация с элементами рисования. Заснеженный дом

Задачи. Учить детей создавать выразительный образ заснеженного дома, творчески применяя разные техники аппликации (симметричная, обрывная, накладная). Расширить спектр технических приёмов обрывной аппликации (разрывание, обрывание, выщипывание , сминание ) и показать её изобразительно-выразительные возможности. Развивать чувство формы и композиции.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций в детских книжках (например, русская народная сказка Заюш-кина избушка, авторская сказка В. Одоевского Мороз Иванович). Подготовка композиционных основ для аппликации -т онирование бумаги разными способами и различными художественными материалами.

Воспитатель заранее готовит композицию Домик на лесной опушке для демонстрации детям приёмов передачи выразительности образа. (См . рисунок.)

Материалы, инструменты, оборудование. Цветная и белая мягкая бумага, салфетки бумажные белого цвета, ножницы, клей или клеящие карандаши, клеевые кисточки, салфетки матерчатые, коробочки для обрезков, клеёнки, цветные карандаши и пастельные мелки для дополнения аппли-кативной композиции графическими средствами.

Содержание занятия.

Воспитатель читает детям стихотворение Г. Лагздынь Снегопад:

Туча вниз швыряет снег. Засыпает снегом всех. На сверкающий ледок Л ёг пушистый холодок. Туча снегом знай трясёт -Всё сугробы выше. Неужели, занесёт Город наш по крыши?!

- Представьте себе, будто идёт белый пушистый снег и укрывает всю землю необычным одеялом. Снег ложится на ветки деревьев, и они становятся сказочно красивыми. Снег падает на крыши домов, и они наряжаются в белоснежные шапочки. Если снег будет идти долго-долго, всё вокруг станет белоснежным, пушистым и нарядным, - таким же белым, как эта бумага (воспитатель показывает детям лист белой бумаги). Таким же пушистым, как эта вата или мех (показывает комочек ваты или кусочек белого меха), и таким же нарядным, как это кружево (показывает вологодское кружево).

Воспитатель показывает детям незавершённую композицию Домик на лесной опушке (см . рисунок) и просит подумать, как можно показать (передать разными художественными средствами), что на этой картине был снегопад - долго-долго шёл белый пушистый снег. (Дети предлагают свои варианты.) Воспитатель обобщает предложения детей (можно нарисовать снежные хлопья белой гуашевой краской; изобразить красивые снежинки фломастерами или карандашами и др.).

Затем педагог берёт белую бумагу или бумажную салфетку, разрывает на кусочки, слегка сминает и быстро приклеивает на крышу домика. Вместе с детьми удивляется и радуется тому, что домик сразу же преобразился, стал уютным и сказочным. Спрашивает, как будет выглядеть этот домик после долгого-долгого-долгого снегопада : какими станут крыша, стены, окошки. Показывает приём обрывания и выщипывания бумажной формы с целью получения заснеженных комков, которые можно приклеить на крышу, стены, раму окошка или ставни. Подсказывает ещё один оригинальный приём - модульная аппликация (или мозаика), с помощью которого весь домик можно составить из множества кусочков белой бумаги; в этом случае для фона нужно подобрать цветную бумагу яркого или, напротив, тёмного оттенка. Дети выбирают материалы и создают свои заснеженные домики.

В конце занятия оформляется экспресс-выставка Заснеженные домики.

После занятия. В свободной художественной деятельности воспитатель предлагает детям нарисовать на тонированной бумаге снегопад и читает отрывок из стихотворения И. Сурикова Зима:

Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.

И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою В сё его одело.

Тёмный лес, что шапкой, Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно...

Стали дни короче, Солнце светит мало, Вот пришли морозцы -И зима настала.