ИЗО в детсаде     |     Рисование с натуры. Осенние листья (краски осени)

Аппликация симметричная

Листочки на окошке (витраж)

Задачи. Вызвать у детей желание создать коллективную композицию из вырезанных листочков для интерьера группы; поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые техники аппликации (сочетать симметричную, обрывную и накладную); учить оформлять созданные формы ритмом мазков и пятен (красками), наносить жилкование (карандашами, фломастерами). Формировать композиционные умения и чувство цвета при восприятии красивых осенних цвето-сочетаний , развивать описательную речь.

Предварительная работа. Дети читают стихи, поют песни на осеннюю тему (например, Танец осенних листочков, муз. А. Филиппенко, ел. Е. Макшанцевой ). Подготовка основы для будущей композиции - лист бумаги большого формата голубого цвета.

Материалы, инструменты, оборудование. Цветная бумага осенних цветов и оттенков; фактурная бумага (иллюстрации и обложки старых журналов) для выбора детьми красивого, необычного колорита; ножницы, клей, картон или плотный лист большого формата, затонированный заранее голубым цветом; краска-гель (золото) или цветные карандаши, тонкие фломастеры для прорисовки жилкования..

Содержание занятия.

Воспитатель читает детям стихотворение Е. Трутневой Листопад:

Под ногой похрустывают льдинки,

Ничего не видно. Темнота.

И шуршат листочки-невидимки,

Облетая с каждого куста. Осень ходит по дорогам лета, Всё притихло, отдыхать легло. Только в небе празднично от света -Н ебо все созвездия зажгло!..

С золотыми листиками схожи ,

Звёзды с неба сыплются... летят...

Будто в тёмном, звёздном небе Т оже наступил осенний листопад.

После небольшой паузы, необходимой для переживания настроения, вызванного стихотворением, педагог показывает несколько листочков, вырезанных из цветной бумаги. Удивляется вместе с детьми тому, что они схожи с настоящими. Сообщает, что дети сами могут вырезать разные листочки и создать общую картину "Листочки на окошке". Показывает основу будущей картины. Демонстрирует способ вырезания сложной формы из бумаги, сложенной вдвое.

- Беру лист бумаги жёлтого (оранжевого, красного, розового и пр.) цвета; складываю пополам, держу за сгиб и вырезаю так, будто рисую половинку листочка (см . схемы).

Выставляет варианты форм листочков (см . схему) - целые и половинки для наглядного ориентира. Дети упражняются на черновых листах бумаги. Затем педагог показывает способы декорирования образа: обрывной аппликацией (рваные кусочки наклеиваются на листик); накладной аппликацией (на листик накладывается листик меньшего размера и, возможно, другой формы); дорисовывание (жилкование) и декорирование листьев цветовыми пятнами. Ещё раз напоминает технику симметричного вырезывания сложной формы (самый ответственный момент в занятии), предлагает детям самостоятельно выбрать материалы для художественного творчества и начинать работу.

По мере изготовления листочков воспитатель предлагает детям подходить к основе (фону) для наклеивания листиков. Получается композиция Листочки на окошке. Воспитатель предлагает детям посмотреть в это окошко и рассказать, что они видят (красивые листочки, листопад, листочки падали и прилипли к окошку, будто ветер приклеил листочки к нашему окошку и др. варианты ответов).

В свободное время (после прогулки или во второй половине дня) дети рассматривают коллективную композицию Листочки на окошке, описывают отдельные листочки или всю композицию красивыми словами, с помощью педагога составляют описательный рассказ.

После занятия. Рисование листьев по представлению. Дидактическая игра С какого дерева листок?

Варианты вырезанных листочков, композиция Листочки на окошке