ИЗО в детсаде     |     Лепка декоративная по мотивам народной пластики

Аппликация симметричная (силуэтная) из фактурной бумаги

Задачи. Учить детей вырезать двойные силуэты парных предметов (сапожки, туфли, башмаки, кроссовки). Совершенствовать и разнообразить аппликативную технику (вырезать симметричные изображения из бумаги, сложенной вдвое). Учить точно передавать форму и придавать ей дополнительные черты выразительности, в соответствии с творческой задачей (вырезать обувь по нарисованному контуру, один предмет из пары оставлять без изменений, второй общипывать по краю, чтобы передать особенности нечёткого отражения в луже). Развивать творческое воображение. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Предварительная работа. Наблюдения на прогулке за отражением в лужах.

Экспериментирование с отражением в зеркале. Знакомство с зеркальной симметрией. Рисование деревьев по представлению с передачей характерных особенностей (Деревья в осеннем парке). Рисование в технике по мокрому с получением зеркально симметричных отпечатков.

Материалы, инструменты, оборудование. Рисунки весеннего неба, выполненные детьми на занятии по рисованию Весеннее небо или листы бумаги белого, голубого и серого цвета одного размера как основа для композиции (для составления общего альбома рисунков Башмак в луже); цветная и фактурная бумага для вырезания силуэтов разной обуви; ножницы, клей, клеевые кисточки, матерчатые и бумажные салфетки, мольберт, бумажные силуэты (сапожок, башмак, кроссовок, туфелька), вырезанные воспитателем для показа техники вырезания и вариантов формы; простые карандаши, ластики. У воспитателя основа для будущего альбома Башмак в луже.

Рекомендуемые учебные пособия и литература.

Плакаты Одежда, Времена года, Цветные пейзажи.

Пособие Погружение в отражение (знакомство с симметрией).

Пособие Одежда и обувь (комплект карточек).

Содержание занятия.

Воспитатель читает детям шуточное стихотворение Е. Стеквашовой :

Как пройти мне мимо лужи? Я с водою очень дружен. Ножкой шаркаю по дну -П роверяю глубину. Вот, не видно сапога, Значит, лужа глубока. Не волнуйтесь, я бывалый -М ой сапог и глубже плавал.

Воспитатель выставляет на мольберте вариативные образцы, демонстрирующие детям форму обуви (сапожок, кроссовок, башмак, туфелька). Показывает детям несколько рисунков деревьев с отражением, выполненных на занятии Деревья смотрят в воду, и предлагает составить необычные аппликативные картины, на которых будет показано, как один башмак или сапожок потерялся в луже и смотрит на своё отражение в воде.

Педагог спрашивает детей, как можно вырезать два одинаковых башмака. Дети вспоминают способ симметричной аппликации. Воспитатель напоминает технику вырезания парных (симметричных) силуэтов: берём бумажный прямоугольник, складываем пополам, рисуем простым карандашом один башмак или сапожок, вырезаем по нарисованному контуру и... получаем два совершенно одинаковых башмака (или сапога); затем рисуем лужу -ц ветными карандашами или пастелью; один башмак (сапожок) приклеиваем так, будто он потерялся в луже; а второй башмак переворачиваем, будто он отражается в воде.

- Давайте представим, как будет выглядеть отражение башмака (сапога), если вода в луже не очень чистая да ещё плещется от ветра - рябит? Дети высказывают свои догадки. Педагог советует немного изменить очертания башмака-отражения - общипать по краю пальчиками, чтобы вышел немного размытый, будто колеблющийся в воде силуэт.

Воспитатель советует детям вспомнить свою обувь или представить какую-то другую (даже сказочную), выбрать листы бумаги подходящей расцветки и сложить их вдоль пополам. Дети выбирают материалы, складывают бумагу пополам, рисуют один предмет обуви (по замыслу) и затем вырезают по нарисованному контуру. Развернув бумагу, они получат симметричное изображение - два совершенно одинаковых башмака (сапога), т.е. пару обуви. Затем они рисуют лужу, соразмеряя её с формой и величиной вырезанных силуэтов.

Воспитатель напоминает, что отражение должно получиться нечётким, размытым - общипанным. По своему желанию дети дополняют свою картину с- лужей другими изображениями (солнышко отражается в воде, лягушка скачет к луже, шнурки на башмаках - завязанные или развязанные и т.д.)

После занятия. Оформление экспресс-выставки или альбома шуточных картинок Башмаки в луже.

Чтение стихотворения Г.Р. Лагздынь Весна:

Кричат и скачут воробьи, Разбрызгивая солнце в лужах, А облака, как корабли, Опять вдали небесной кружат. Кидая небо на крыло, Летят домой устало птицы. Кричит горласто вороньё. Река спешит воды напиться. На тонких ветках тополей П роснулись узенькие почки. Скворец всё громче, веселей С читает клювиком листочки. Весна, желанная везде, В разливе солнечного света, Шагает бодро по земле, В одежды яркие одета.