ИЗО в детсаде     |     Лепка рельефная по содержанию небылицы

Чудесные превращения кляксы (кляксография )

Задачи. Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми). Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Вызвать интерес к опредмечиванию и оживлению необычных форм (клякс). Развивать творческое воображение.

Предварительная работа. Наблюдения на прогулке и беседа о том, на что похожи облака, на что похожи лужи?

Воспитатель читает детям отрывок из истории про мальчика, который хотел стать художником (книга Лыковой И.А. Цветные ладошки).

В субботу Радуга сказала Мальчику: Цветное королевство может быть где угодно, совсем рядом, даже у тебя дома. Только будь внимательнее. Посмотри вокруг себя глазами художника!

Поливая цветы на подоконнике, мальчик залюбовался фиалкой:

- Фиалка... И цвет - фиолетовый! Как интересно! В Фиолетовом королевстве я ещё не был. Может быть, мне удастся найти его в своей квартире? - Мальчик оглянулся вокруг. А в это время кот опрокинул на столе забытый дедушкой старый-престарый пузырёк с чернилами, которыми давным-давно уже никто не писал. Мальчик хотел наказать разбойника, но посмотрел на фиолетовые кошачьи следы и... погладил кота за подсказку. Он сам стал печатать рисунки-следы. Сначала смачивал в чернильной лужице один конец катушки из-под ниток и плотно прикладывал к бумаге - вышли забавные кольца и воздушные шары для клоуна. Потом обычным ластиком напечатал целый кирпичный дом. А на кухне он нашёл картофель и морковку. Разрезал их и начал штамповать (печатать) разные узоры.

Беседа с детьми: Как вы думаете, удалось ли мальчику в своей квартире найти что-то фиолетового цвета? Назовите овощи и фрукты фиолетового цвета (баклажан, слива). Какие цветы фиолетового цвета вы знаете? (Колокольчик, ирис, анютины глазки, астра...)

Материалы, инструменты, оборудование. Краски - акварельные и гуашевые, цветная тушь, мягкие кисточки разных размеров, кисточки-флейцы, старые зубные щётки, срезы овощей (картофель, свекла), тряпочки, губки, газеты для сминания и штамповки; баночки с водой, трубочки для коктейля (соломинки).

Содержание занятия.

Воспитатель читает детям стихотворение Д. Чиарди О том, кто получился из кляксы: Вчера

Принесла мне в подарок сестра Бутылочку

Чёрных-чёрных чернил. Я стал рисовать, Но сразу с пера Кляксу огромную уронил. И расплылось Н а листе пятно, Стало помалу расти оно: Слева - хобот, А справа - хвост, Ноги - как тумбы, Высокий рост... Я немедленно К чёрной туше Пририсовал Огромные уши, И получился, Конечно, он, -В ы угадали -Индийский... (слон). Воспитатель спрашивает у детей, что такое клякса? Уточняет представление о том, что это пятно неопределённой формы, которое получается, если нечаянно разлить цветную жидкость - краску или тушь. Из-за того, что пятно не имеет точной формы, его можно превратить в кого или во что угодно.

Давайте и мы с вами сегодня сначала нарисуем кляксы, а потом превратим их в кого захотим или в того, на кого они будут похожи. Как вы думаете, как можно поставить или получить, или нарисовать кляксу? Воспитатель обобщает ответы детей и показывает несколько способов:

ставит отпечаток губкой, тряпочкой, комком бумаги;

штампует срезом свёклы, которая оставляет следы своего сока;

рисует лужицу мягкой кисточкой, кисточкой флейца, зубной щёткой;

наносит на лист бумаги немного цветной жидкости (туши) и раздувает её из трубочки или соломинки в разные стороны.

Затем предлагает детям самим изобразить разные кляксы - на отдельных листочках разными способами. Дети свободно экспериментируют. Воспитатель напоминает, что главное в кляксе - неопределённость, неожиданность, необычность формы.

После того, как дети освоят несколько способов и создадут по 3-5 клякс, воспитатель предлагает оживить кляксы -п ревратить их в живые существа или предметы. Советует внимательно рассмотреть кляксы, поворачивая листы бумаги в разные стороны. Показывает для примера: это моя клякса, если на неё посмотреть так, она похожа на уточку, только нужно дорисовать клювик и лапки; а если кляксу перевернуть, она напоминает испуганного зайчонка - сидит под кустиком, дрожит, вот только ещё одно ухо нарисую.

А в кого превратятся ваши кляксы? Воспитатель тихо, на ушко спрашивает у каждого ребёнка о его замыслах и ассоциациях, нерешительным детям помогает советами или косвенными вопросами.

В конце занятия устраивается общая выставка живых клякс.

Внимание. В процессе занятия воспитатель с небольшой группой детей готовит основу для композиции Лес, словно терем расписной (аппликация).