ИЗО в детсаде     |     Лепка по мотивам богородской игрушки

Декоративное рисование на объёмной форме

Нарядные лошадки (оформление вылепленных игрушек)

Задачи. Инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок - украшать элементами декоративной росписи (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами). Обратить внимание на зависимость узора от формы изделия. Совершенствовать технику рисования гуа-шевыми красками - рисовать кончиком кисти на объёмной форме, поворачивая и рассматривая её со всех сторон. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.

Предварительная работа. Лепка лошадок из глины на занятии по лепке. Декоративное рисование в художественном альбоме Дымковская игрушка.

В самостоятельной художественной деятельности (за один-два дня до занятия) воспитатель предлагает детям рассмотреть вылепленные игрушки, полюбоваться, погладить, почувствовать, что глина подсохла. Показывает дымковскую игрушку и спрашивает, чем она отличается от игрушек, вылепленных детьми. (Дети замечают, что настоящие дымковские игрушки белые, нарядные с узором.) Воспитатель напоминает, что после выхода из печи мастерицы сначала белят игрушки и предлагает детям побелить свои игрушки белой краской. Внимание: белую краску (гуашь) для грунтовки воспитатель готовит заранее, смешивая с небольшим количеством клея ПВА или БИФ.

Материалы, инструменты, оборудование. Вылепленные из глины лошадки, гуаше-вые краски, ромбики золотистой фольги (сажать золото), кисточки, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, поворотные диски или коробки для установки вылепленных фигурок в процессе декоративной росписи. Таблицы с элементами дымковской росписи и характерными цве-тосочетаниями . Рисунки - варианты узоров на лошадках.

Содержание занятия.

Перед занятием дети берут своих лошадок, вылепленных на предыдущем занятии и побеленных в самостоятельной художественной деятельности, и аккуратно переносят на свой стол.

Воспитатель показывает варианты оформления лошадок по мотивам дымковской игрушки (реальные игрушки или рисунки, таблицы). Предлагает детям рассмотреть дымковские узоры и сказать, какими красками мастерицы расписывают игрушки. Дети отмечают, что все цвета яркие, нарядные, праздничные - жёлтый, красный, оранжевый, синий, зелёный, есть немного чёрного, но он используется для оформления таких деталей, как носик, глазки, копытца, хвостик, грива.

Затем воспитатель обращает внимание детей на то, что узоры в дымковских игрушках не случайные, а традиционные: Много-много лет назад мастерицы стали расписывать свои игрушки кругами, точками, кольцами, прямыми и волнистыми линиями (пояснение сопровождается показом элементов). Такие узоры всем понравились, полюбились. Эти мастерицы научили других мастериц - своих дочек и внучек, а те - своих дочек и внучек. И в наши дни мастерицы в селе Дымково продолжают расписывать игрушки так, как это делали их бабушки и прабабушки.

Воспитатель предлагает детям расписать своих лошадок так, как это делают мастерицы дымковской игрушки. Ещё раз показывает варианты оформления лошадок и поясняет последовательность работы:

Сначала нужно взять тонкую кисточку и чёрной краской очень аккуратно закрасить нос, копыта, хвост, гриву и очень аккуратно - кончиком кисточки - нарисовать глаза. Затем нужно очень хорошо промыть кисточку и придумать узор из кругов и точек. Обычно все дымковские лошадки украшены кругами и точками в разном сочетании (предлагает рассмотреть игрушки или рисунки).

Узор на лошадке идёт рядами сверху вниз - по ногам (прослеживающий жест вдоль игрушки) и по туловищу. Сначала нужно нарисовать все круги - это лучше сделать ватной палочкой. А потом поставить точки - вокруг кругов или вдоль уже нарисованных рядов (сопровождающий жест).

Воспитатель выставляет схему, показывающую последовательность работы, и предлагает детям приступить к работе. Советует быть аккуратными, не забывать поворачивать игрушку и рисовать со всех Сторон.

После занятия. Дети оставляют лошадок на столе для высыхания. Во второй половине дня из них можно составить коллективную композицию Карусель.

Оформление лошадок, традиционные элементы и узоры.