ИЗО в детсаде     |     Лепка из солёного теста (тестопластика )

Ёлочки-красавицы (панорамные новогодние открытки)

Задачи. Вызвать желание создать поздравительные открытки своими руками. Закрепить способ симметричного вырезания сложной формы по нарисованному контуру или на глаз. Познакомить с техникой создания панорамных открыток с объёмными элементами. Поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые приёмы декорирования аппликативного образа (оформлять созданные формы ритмом красочных мазков и пятен).

Предварительная работа. Составление коллекции новогодних поздравительных открыток, рассматривание ёлки и зарисовка с натуры или по представлению; геометрическая мозаика Сложи ёлочку, рисование новогодней ёлочки в свободной художественной деятельности.

Материалы, инструменты, оборудование. Поздравительные открытки хорошего качества (новогодние и рождественские) с изображением ёлочек, настенный перекидной календарь с красивым рисунком новогодней ёлки; листы бумаги яркого цвета и слаботонированные (светло-голубые, светло-жёлтые, нежно-розовые , нежно-сиреневые и пр.) - на выбор детям; ножницы, коробочки для обрезков, клей и клеевые кисточки или клеящие карандаши; простые карандаши для создания контурного рисунка новогодней ёлочки, краски гуашевые, кисточки, баночки с водой, салфетки матерчатые и бумажные.

Несколько высокохудожественных открыток с панорамными деталями, изготовленных промышленным способом; 3-4 открытки с панорамными элементами, выполненные воспитателем накануне занятия.

Содержание занятия.

Воспитатель читает стихотворение 3. Александровой Елочка:

Маленькой елочке Холодно зимой. Из лесу ёлочку В зяли мы домой. Сколько на елочке Шариков цветных, Розовых пряников, Шишек золотых! Сколько под ёлочкой Маленьких ребят! Топают, хлопают, Весело кричат: Ёлочка, ёлочка, Яркие огни, Синими бусами, Ёлочка, звени! Встанем под ёлочкой В дружный хоровод. Весело, весело В стретим Новый год!.

После небольшой паузы воспитатель показывает детям промышленные новогодние открытки с изображением праздничной нарядной елки, особое внимание обращает на открытки с панорамными, подвижными элементами, с шутками и сюрпризами; предлагает полюбоваться ими и самим смастерить необычные поздравительные открытки в подарок родителям на Новый год.

Затем воспитатель показывает детям, каким образом складывается бумага для открытки (пополам, сгиб аккуратно разглаживается, или дважды пополам с образованием окошка и ставенок, закрывающих изображение) - см . рисунок.

Воспитатель спрашивает детей, догадались ли они, каким образом можно смастерить подвижные картинки. Дети высказывают свои догадки. Воспитатель демонстрирует способ создания панорамных деталей, доступный детям старшего дошкольного возраста, и комментирует свои действия:

Беру бумажный прямоугольник зелёного цвета, складываю пополам, рисую половинку елочки так, чтобы ствол был на сгибе, вырезаю и приклеиваю за кончики нижних веточек посередине открытки; елочку при этом приподнимаю, чтобы она не ложилась на фон полностью, а слегка выступала над ним. Когда открытка закрывается, елочка складывается уголком и прячется. И, наоборот, когда открытка раскрывается, елочка выступает над фоном. Теперь осталось нарядить нашу елочку, чтобы она стала красивой, праздничной, веселой и позвала всех в хоровод.

Воспитатель уточняет, как дети поняли показ и объяснение. Советует выбрать бумагу по своему желанию и начинать мастерить открытки с сюрпризом.

В ходе работы воспитатель помогает детям советами, повторно показывает открытку с елочкой или другими панорамными деталями.

В конце занятия дети показывают открытки друг другу, рассказывают, как они будут поздравлять родителей, бабушек и дедушек с новогодним праздником.

После занятия. В самостоятельной художественной деятельности воспитатель читает детям стихотворение И. Токмаковой и предлагает нарисовать по этому стихотворению картинку про елочку.

Как на горке - снег, снег, И под горкой - снег, снег, И на ёлке - снег, снег, И под ёлкой - снег, снег. А под снегом спит медведь. Тише, тише. Не шуметь!