ИЗО в детсаде     |     Аппликация с элементами рисования (по замыслу)

Лепка-экспериментирование. Глиняный Ляп

Задачи. Продолжать учить детей создавать и трансформировать выразительные лепные образы скульптурным способом. Пояснить связь между пластической формой и способом лепки. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно. Показать приёмы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами. Развивать воображение, чувство формы и пропорций.

Предварительная работа. Экспериментирование с разными пластическими материалами.

Материалы, инструменты, оборудование. Материал по выбору педагога:

Глина, сдобное или солёное тесто или пластилин; бусинки (мелкие пуговички) для глаз, дощечки или клеёнки для лепки, салфетки бумажные и матерчатые, поворотный диск для сравнительного показа способов лепки.

Содержание занятия.

Воспитатель читает детям сказку В. Кротова Глиняный Ляп:

- Был такой кусок глины по имени Ляп. Слепят из него что-нибудь, а ему не нравится. Шлёпнется Ляп на пол - и снова становится куском глины.

А потом он заметил, что всё глиняное обжигают. И тоже забрался в печь. Стал твёрдым-твёрдым. Увидел мастер, что ничего из него больше не вылепить, и сунул в ящик с обломками. Ох, как там было скучно!

Педагог спрашивает, как дети представляют себе Глиняного Ляпа, и каким способом его лучше слепить. Уточняет, что такого необычного персонажа лучше всего слепить скульптурным способом, не деля комок глины (пластилина, солёного теста) на части. В этом случае наш Глиняный Ляп легко сможет превращаться в кого угодно, и мы ему в этом поможем.

- Вот мой Ляп. Сейчас он выглядит как самый обычный комок глины. Если я его раскатаю в шар и вытяну ножки, получится осьминог. Снова сомну, раскатаю в колбаску, изогну - выйдет червячок. Опять сомну в комок. Раскатаю, вытяну сначала голову, а потом хвостик, - получилась белка. А вот так - петушок. Словом, мой Глиняный Ляп за одну минуту превращается в кого угодно.

Вот ваши Ляпы. Помогите им превратиться в разные предметы и существа.

-Начинаем лепить, только постараемся, чтобы наш Глиняный Ляп вышел как живой. Не забудем про глазки - их можно сделать из бусинок или пуговичек.

Дети лепят Ляпа, превращая его по своему желанию в разные предметы и существа. Воспитатель помогает советами, косвенными вопросами, напоминает строчки текста, поощряет поиски и находки детей, отмечает оригинальные приёмы.

В конце занятия воспитатель предлагает детям принести Глиняных Ляпов на полянку или на площадку, чтобы они посмотрели, могут ли превратиться друг в друга. Воспитатель советует разместить все вылепленные фигурки так, чтобы им не было тесно, и они весело играли друг с другом.

После занятия. Лепка скульптурным способом разных поделок из глины, солёного теста, пластилина, комочков ваты и мятой бумаги.

Психологическая игра Лепёшка с фишками из пластилина для развития эмоциональной сферы и обучения детей адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций (эту игру используют в своей практике психологи и психотерапевты многих стран мира). Игровое поле могут сделать сами дети на занятии по аппликации, рисованию или в самостоятельной художественной деятельности. (См рисунок.) Для игры понадобится обычный кубик с точками на гранях (его можно слепить из пластилина). Основная цель игры - попасть на Планету людей, пройдя всю цветовую дорожку поля и получив разрешение для своей фигурки-фишки стать человеком. Но в процессе игры эта цель уходит на задний план, т.к. ведущей целью и содержанием игры становятся живые отношения друг с другом. Перед началом игры все игроки выбирают для себя цвет домика (один из четырёхугольников на игровой дорожке) и такого же цвета кусочек пластилина, из которого лепят свою фишку. Фишки каждый игрок самостоятельно лепит из пластилина выбранного цвета. Фишки - это любые фигурки (кроме человека!): животные, растения, бытовые предметы, герои сказок или мультфильмов. Правила игры.

Все игроки по очереди бросают кубик и делают ходы по цветовой дорожке, передвигая свои фигурки в соответствии с количеством точек, выпавших на кубике.

Если фигурка попала в свой домик, она остаётся там до следующего хода.

Если фишка-фигурка пришла в чужой домик, то она старается вступить в диалог с фишкой - хозяином домика. Суть диалога состоит в том, что хозяин пытается в чём-то обвинить пришедшую в его дом фигурку. Фишка-гость, в свою очередь, вежливо извиняется, чтобы получить прощение от хозяина дома.

Если фишка-хозяин домика принимает извинение, то игра продолжается. В противном случае он имеет право наказать гостя: сломать часть фигурки или всю её превратить в лепёшку.

Лепёшка или видоизменённая (сломанная) фигурка передвигается на следующее поле. Она имеет право восстановить свой вид, когда придёт в свой домик.

Зеркальные поля - это облака в конце игровой дорожки. Они состоят из двух участков. Если целая фишка (не лепёшка) попадает на зеркальное поле, она в этот ход просит разрешение стать человеком.

Если до зеркального поля доходит деформированная фишка, у которой впереди нет своего домика, она остаётся на первом зеркальном участке и восстанавливает свой прежний облик. С очередного хода она просит разрешения стать человеком.

Когда фишка-фигурка просит разрешения стать человеком, ведущий задаёт вопросы о том, каким будет этот человек, например: Кто по утрам будет убирать твою постель?, Ты будешь добрым или злым человеком?, Как ты будешь помогать маме?, Ты будешь драться? и т.д. Задача игрока - убедить ведущего в том, что он достоин стать человеком.

Если фигурке разрешают стать человеком, то игрок имеет право слепить из неё фигурку человека, и фишка в новом облике может перейти на Планету людей. После этого игрок не имеет права никого обижать и превращать в лепёшку, т.е. ведёт себя как воспитанный человек. В противном случае (если фишка нарушает правила игры) фигурка теряет человеческий облик и изгоняется с планеты людей. В новом (опять не человеческом облике) фишка становится в начале игровой дорожки и начинает игру с нуля.