ИЗО в детсаде     |     Аппликация с элементами рисования (по мотивам русских народных сказок)

Лепка - экспериментирование с художественными материалами

Пернатые, мохнатые, колючие...

Задачи. Вызвать интерес к экспериментированию с пластическими материалами и художественными инструментами для передачи особенностей покрытия тела разных животных (перья, шерсть, колючки, чешуя). Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств (процарапывание, обработка тканью грубой фактуры, прокалывание, отпечатки). Совершенствовать технику скульптурной лепки.

Предварительная работа. Рассматривание изображений птиц, зверей, рыб; беседа об особенностях покрытия их тела (шерсть и колючки у зверей, перья у птиц, чешуя у рыб). Наблюдение за обитателями уголка живой природы. Знакомство с образами разных животных в произведениях декоративно-прикладного искусства, рассматривание предметов мелкой пластики.

Материалы, инструменты, оборудование. Пластические материалы - пластилин, солёное или сдобное тесто, глина; предметы для экспериментирования - разные стеки, зубочистки, трубочки для коктейля, (соломинки), колпачки фломастеров и авторучек, ткань грубого плетения или губки для мытья посуды; персонажи и атрибуты кукольного театра Теремок; лепные фигурки зайчика, ёжика, птички, выполненные воспитателем из пластилина.

Содержание заняли.

Воспитатель выставляет на столе или фланелеграфе теремок (кукольный домик) и создаёт игровую ситуацию, импровизируя по мотивам сказки Теремок. Стоит в поле теремок-теремок, Он не низок, не высок, не высок. Как по полю, полю мышка бежит, У дверей остановилась и пищит: - Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

Давайте и мы с вами посмотрим, кто живёт в этом теремочке.

Показывает детям лепного зайчика и говорит: Это я - зайчишка-плутишка, вы не знаете, куда подевалась моя пушистая шубка? Я совсем замёрз!

Что же нам делать? Как зайчику помочь? Воспитатель берёт стеку и процарапывает короткие штрихи на его спинке, будто рисует шёрстку. Показывает детям.

Вот теперь наш зайчик опять щеголяет в тёплой, мягкой, пушистой шубке.

Воспитатель показывает детям лепного ёжика без колючек и говорит от его имени: Я ёжик, ни головы, ни ножек! Но где же мои колючки? Как я буду защищаться от лисы? Воспитатель берёт зубочистку и делает проколы на спинке ёжика, имитируя колючки. Показывает детям. Затем берёт несколько зубочисток или трубочек для коктейля, разрезанных на части, и втыкает их в спинку ёжика. Снова показывает детям, спрашивает, какая шубка ёжика им понравилась больше, и предлагает придумать свои способы изображения колючек.

Воспитатель показывает детям лепную птичку и говорит: Я воробышек, чик-чи-рик , потерял свои перышки, чик-чирик! Воспитатель спрашивает детей, как можно помочь бедному воробышку и что с ним может случиться без одёжки. (Высказывания детей.)

Воспитатель показывает новые способы обработки поверхности лепных изделий: прикладывает ткань грубого плетения (или жёсткую губку), делает отпечатки колпачком фломастера. Затем предлагает детям придумать, кто ещё живёт в этом теремке, - слепить и нарядить в подходящую одёжку.

После занятия. Свободное экспериментирование в уголке изодеятельности или в изостудии с художественными материалами и инструментами.