ИЗО в детсаде     |     Аппликации сюжетная (иллюстрации к потешке )

Лепка декоративная по мотивам народной пластики

Водоноски у колодца

Задачи. Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетического вкуса. Создать условия для творчества детей по мотивам дымковской игрушки. Показать обобщённый способ лепки женской фигурки на основе юбки-колокола (полого конуса). Закрепить представление о характерных элементах декора и традиционных цветосочетаниях.

Предварительная работа. Рассматривание дымковских игрушек. Беседа о народных промыслах. Декоративное рисование в альбоме для детского творчества Дымковские игрушки. На занятии по познанию окружающего мира дети самостоятельно под руководством воспитателя готовят художественный материал, замешивая глину или солёное тесто.

Материалы, инструменты, оборудование. Глина, поворотные диски, дощечки или клеёнки, стеки, салфетки бумажные и матерчатые. У воспитателя - дымковская игрушка (водоноска или барыня, нянька), схема с показом способа лепки; поворотный диск для демонстрации игрушек или подставка, декорация для разыгрывания миниспектакля .

Рекомендуемые учебные пособия, литература.

Плакат Дымковские игрушки.

Дидактическое пособие (таблица) с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами дымковского промысла.

Технологическая карта по лепке Водоноска (или Барыня)

Альбом для детского творчества Дымковская игрушка.

Содержание занятия.

Воспитатель выставляет на своём столе дымковские игрушки (по возможности, барыню, няньку и водоноску) или вывешивает плакат Дымковские игрушки и рассказывает детям о том, как мастерицы лепят такие игрушки.

- Представим себе, что мы попали в мастерскую, где лепят дымковские игрушки, и наблюдаем за работой мастерицы. (Воспитатель берёт на себя роль мастерицы.) Вот она отщипнула кусочек глины, раскатала его в колбаску, вот взяла глины побольше , расшлёпала в лепёшку, вот свернула лепёшку воронкой - получилась юбочка. Сверху приделала голову, руки, колбаску изогнула коромыслом, ведёрки вылепила, на голову налепила высокий кокошник, крохотный носик прилепила. Оставила фигурку сушиться сначала на лавке, а потом в печке. Из печи выходят фигурки закалённые, крепкие, звонкие. Их белят мелом, разведённом на молоке, затем начинают расписывать. И ложатся на белоснежную фигурку узоры узоры : кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки, точки. Все на своём месте и все горят ярко-ярко. Краски малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие - пёстро и весело, как в хороводе! Но, оказывается, работа ещё не закончена. Ещё предстоит сажать золото. Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и сажает его на нужное место - барыням и водоноскам на шляпы и кокошники, петухам - на гребешки... Вот теперь игрушки засветились и стали ещё ярче.

Давайте и мы с вами слепим нарядных водоносок и составим композицию Водоноски у колодца. Водоноску будем лепить так. Разделим кусок глины (солёного теста) на 3-5 частей. Самый большой кусок превращаем в лепёшку, которую сворачиваем в колокол. Получаем пышную юбку. Туловище лепим отдельно или вытягиваем из юбки-колокола. Из маленького кусочка глины раскатываем шарообразную или овоидную форму - голову. Делаем на ней головной убор: защипываем в виде кокошника или лепим отдельно небольшой валик, прикладываем к голове, прижимаем и щипковыми движениями пальцев формируем кокошник. Присоединяем голову к туловищу, примазываем и разглаживаем мокрыми пальцами или влажной салфеткой, чтобы не было видно шва.

Другой кусочек глины делим на две равные части и раскатываем два одинаковых по длине цилиндра - это руки. Прикрепляем их к верхней части туловища и располагаем так, будто водоноска несёт коромысло с вёдрами. Все части аккуратно соединяем и разглаживаем. Отдельно лепим нарядный передник с оборками (слегка оттягиваем и прищипываем по краю), бусы и воротник.

- Почему водоноска называется водоноской? Обязательно слепим для нашей водоноски коромысло с вёдрами и разместим на одном плече или на двух. Вёдра -ш арики или короткие столбики с углублениями, которые можно проделать карандашом или мизинчиком. Ручки для вёдер сделаем из жгутиков или из ниток (нитяные проденем в специально подготовленные отверстия).

Дети самостоятельно лепят водоносок из глины или солёного теста. Воспитатель напоминает, что во время работы нужно не забывать поворачивать фигурки и рассматривать их со всех стон, старясь придать грациозность и устойчивость. Дети по своему замыслу оформляют мелкие детали: изображают лицо стекой или налепами ; прорабатывают причёску - плетут косу; выкладывают на голове кудряшки-шарики; на лице водоноски делают крохотный носик; лепят детали одежды и украшения - фартук, воротник, бусы, узоры на одежде

В конце занятия воспитатель предлагает детям рассмотреть вылепленных водоносок и рассказать, какие они (весёлые, нарядные, яркие, красивые). Сообщает, что на занятии по рисованию дети будут расписывать водоносок красивыми узорами.

После занятия. Водоносок высушивают в муфельной печи или просто в помещении и через 2-3 дня на занятии по декоративному рисованию оформляют по мотивам дымковских игрушек: точками, кольцами, кругами, прямыми и волнистыми линиями, клетками, пятнами.

Внимание: между занятиями по лепке и рисованию должно пройти 2-3 дня, чтобы вылепленные игрушки успели подсохнуть.