ИЗО в детсаде     |     Аппликация из бумаги с элементами рисования

Лепка из пластилина или солёного теста

Снежный кролик

Задачи. Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Пояснить связь между пластической формой и способом лепки. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Показать приёмы оформления вылепленной фигурки дополнительными элементами. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций.

Предварительная работа. Экспериментирование со снегом и пластилином. Лепка (конструирование) снеговиков и других поделок из мягкого снега на прогулке, роспись снежных скульптур гуашевыми красками по мотивам дымковской игрушки или по своему замыслу. Рассматривание картинок с изображением кроликов и зайцев. Подвижная игра Зайцы и охотники.

Материалы, инструменты, оборудование. Материал по выбору педагога: пластилин белого, голубого , сиреневого, синего цвета; белая глина или неокрашенное солёное тесто; стеки, соломинки (кусочки лески, мягкой проволоки) для усов, бусинки (мелкие пуговички) для глаз, дощечки или клеёнки для лепки, салфетки бумажные и матерчатые, поворотный диск для сравнительного показа способов лепки.

Схематическое изображение кролика для обучения планированию работы: графический рисунок или аппликация из геометрических форм (см . рисунок).

Основа для композиции Снежная полянка - овальная или более сложная форма, вырезанная из белого или светло-голубого картона, в зависимости от цвета вылепленных кроликов.

Примечание: можно предложить детям на выбор разный материал - пластилин, глину или солёное тесто.

Содержание занятия.

Воспитатель спрашивает детей, кого или что можно слепить на улице из мягкого снега? Побуждает их к обсуждению свойств снега как пластичного материала и к выводу о том, что из него можно слепить не только снеговиков или снежных баб, но и фигурки разных животных (например, зайчика, черепаху, мишку), сказочных героев (Змея Горыныча, Чебурашку , гномика), различные сооружения (домики, крепости, замки, лабиринты) и т.д.

Затем воспитатель предлагает детям послушать стихотворение 0. Высотской Снежный кролик:

Мы слепили снежный ком,

Уши сделали потом,

И как раз

Вместо глаз

Угольки нашлись у нас.

Кролик вышел, как живой!

Он с хвостом и с головой!

За усы

Не тяни -

Из соломинок они!

Длинные, блестящие,

Точно настоящие!

Воспитатель интересуется, могут ли дети сами смастерить снежного кролика, и, выслушав ответы, предлагает сначала попробовать слепить маленьких кроликов -н е из снега, а из пластилина (или из глины, солёного теста). Предлагает детям выбрать материал для лепки кролика.

Спрашивает, как выглядит кролик, и каким способом его лучше слепить. Уточняет и обобщает ответы детей, создавая схематический рисунок мелом на доске, фломастером на мольберте или выкладывая аппликацию из геометрических форм на фла-нелеграфе (примечание: это обязательный элемент занятия, необходимый для обучения детей планированию работы делению пластилина на нужное количество частей с опорой на схему).

- У кролика самая большая часть тела -э то туловище, оно напоминает яйцо; голова небольшая, круглая, чуть сплюснутая; уши длинные, на кончиках заострённые, а хвостик куцый - короткий и круглый, как снежок. Мой кролик лежит на животике, поэтому лапки чуть выглядывают из-под туловища.

Давайте вместе с вами подумаем, на сколько разных частей нужно разделить брусок пластилина (или комок глины, солёного теста), чтобы слепить кролика. Рисунок на доске (мольберте) нам поможет. Посмотрите, все ли части одинакового размера? Да, туловище самое большое, поэтому нужно отрезать стекой половину бруска пластилина (комка глины, солёного теста). (Внимание! На этом занятии дети планируют работу и делят материал на нужное количество частей параллельно с воспитателем.) А из этого кусочка получатся все остальные части. Поделим его пополам: половинка для головы и ушей, половинка для лапок. Сколько у кролика лапок? Разделим этот кусочек на четыре равные части.

Сейчас мы все вместе проверим, хорошо ли нам удалось подготовить материал для лепки кроликов. Покажите, из чего будете лепить туловище? (Дети показывают самые большие куски.) Найдите материал для лапок. (Находят по 4 одинаковых кусочка.) Что выйдет из оставшегося кусочка? (Голова и уши.) Этот кусочек вы поделите на части сами, и сами придумаете, как лучше слепить голову и длинные уши.

Молодцы! Начинаем лепить, только постараемся, чтобы кролик вышел, как живой. Не забудем про глазки - их можно сделать из бусинок или пуговичек. Для усов подойдут соломинки (кусочки лески, тонкой проволоки). Как сделать хвостик, вы придумаете сами.

Дети лепят. Воспитатель ломогает советами, косвенными вопросами, в случае затруднений с планированием повторно показывает схему, напоминает строчки стихотворения, поощряет поиски и находки детей, отмечает оригинальные приёмы.

В конце занятия воспитатель предлагает детям принести кроликов на Снежную полянку и разместить так, чтобы кроликам не было тесно и они весело играли друг с другом.

После занятия. Конструирование разных поделок из снега, комочков ваты и мятой бумаги.

варианты поделок