ИЗО в детсаде     |     Аппликация сюжетная Где-то на белом свете...

Лепка коллективная Мы поедем, мы помчимся...

Задачи. Учить детей создавать из отдельных лепных фигурок красивую сюжетную композицию. Расширить спектр скульптурных приёмов лепки, показать возможность дополнения образа разными материалами (рога из веточек, ноги из трубочек для коктейля). Продолжать учить передавать движение и придавать поделке устойчивость (использовать трубочки или зубочистки в качестве каркаса для тонких ног копытных животных). Воспитывать интерес к сотрудничеству в коллективной работе.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, знакомящих с жизнью людей и домашних животных на Крайнем Севере. Подготовка основы для коллективной композиции (см . рисунок).

Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин, стеки, трубочки или зубочистки для изготовления ног, салфетки, веточки - оленьи рога, ниточки или верёвочки для упряжки.

Произведения декоративно-прикладного искусства жителей Севера: скульптура малых форм, изделия из кожи.

Рекомендуемые учебные пособия, наглядный материал.

Плакат Животные холодных стран.

Незавершённые композиции Где-то на белом свете..., Северное сияние.

Содержание занятия.

Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения И. Никитина Встреча зимы:

...Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам Песни севера петь П о лесам и степям...

Затем воспитатель показывает детям фотографию или картину (репродукцию), скульптуру, изображающую упряжку оленей. Проводит краткую, но очень эмоциональную беседу о жизни на Крайнем Севере. Подчёркивает роль оленей как первых помощников человека в крайне суровых условиях жизни. Обращает внимание на то, что и люди, и олени, и собаки, живущие среди вечных льдов и снегов, - очень дружные, всю работу они делают вместе, потому что только так могут выжить.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения Вьюга - снежная пурга С. Маршака:

Вьюга - снежная пурга, Напряди нам пряжи, Взбей пушистые снега, Словно пух лебяжий...

Педагог предлагает детям создать скульптурную композицию Мы поедем, I мы помчимся на оленях утром ранним.... Показывает, как в этой композиции олени будут идти вслед за вожаком и везти лёгкие сани (нарты) с людьми и грузом. Дети рассматривают изображение оленя, описывают его, чтобы передать характерные особенности: крупное туловище, тонкие ноги, ветвистые рога, - и сами определяют способ лепки этого красивого животного. Воспитатель подсказывает, что у оленя тонкие ноги, поэтому в них для устойчивости фигурки можно поместить зубочистки (спички) или просто сделать ноги из трубочек для коктейля. А ветвистые рога можно смоделировать из пластилина (вытягивая и прищипывая ветвистые выросты) или смастерить из маленьких веточек. Если кто-то из детей быстро справляется с творческим заданием, педагог предлагает слепить оленёнка или какое-нибудь другое животное, например, собаку, бегущую вслед за повозкой; полярную сову или волка. При желании дети могут изобразить северное сияние.

В конце занятия дети составляют коллективную композицию.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения Это снежная страница С. Маршака:

...Здесь проехали полозья -И сверкает на морозе Серебристый гладкий след...

После занятия. Дети по своему желанию составляют сюжетные рассказы о том, как олени дружно бегут и везут повозку с человеком и поклажей. На занятии по аппликации они оформляют панораму Где-то на белом свете... или Северное сияние и составляют пластическую диараму Мы поедем, мы помчимся....

Рисование зимней дороги по мотивам стихотворения С. Есенина Пороша:

Еду. Тихо. Слышны звоны П од копытом на снегу, Только серые вороны Расшумелись на лугу.

Заколдован, невидимкой Д ремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна.

Понагнулась , как старушка, Оперлася на клюку, А над самою макушкой Д олбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много, Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога У бегает лентой вдаль.