ИЗО в детсаде     |     Весёлый клоун (с передачей мимики и движения)

Лепка коллективная. На арене цирка (дрессированные животные)

Задачи. Учить составлять коллективную сюжетную композицию из разнородных объектов. Уточнить способ лепки в стилистике народной игрушки - из цилиндра (валика), согнутого дугой и надрезанного с двух концов. Учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям. Вызвать интерес к изготовлению цирковых аксессуаров из разных материалов. Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук.

Предварительная работа. Знакомство с внешним видом цирковых животных

(открытки, календари, альбомы, иллюстрации и пр.). Подготовка основы для коллективной композиции (см . рисунок).

Материалы, инструменты, оборудование.

Пластилин, стеки, для изготовления цирковых аксессуаров - яркие пуговицы, бусины, шерстяные нитки, тесьма; подставки, клеёнки, матерчатые и бумажные салфетки.

У воспитателя 2-3 фигурки животных (лев, лошадка, собачка) и форма-основа (для показа обобщенного способа лепки).

Рекомендуемые пособив, наглядность.

Плакаты Цирк, Зоопарк, Множество, Состав числа 5, Состав числа 10.

Комплект технологических карт по лепке Цирк.

Книга Лепим цирк (автор Лыкова И.А.). М.: Карапуз, 2006.

Содержание занятия.

Воспитатель читает стихотворение В. Шипуновой Цирк:

Шатёр волшебный смеха полон. Тут блеск огней и детский гомон П од куполом смешались где-то Под звон литавр и взрыв ракеты.

Станцуют лошадь с обезьянкой. Слон соберёт цветы в панамку, Прокатит лев козу на санках -

Пять раз по кругу, с ветерком Чудесным этим вечерком...

Хлопать ладошки устали, болят,

Румянятся щёки, глазки горят

У зрителей - и у ребят, и у родителей!

Воспитатель в ярком плаще-накидке совершает движение палочкой, будто дрессировщик в цирке. Перед ним на поворотном диске вылепленная фигурка животного (например, лев или собачка на тумбе). После движений палочкой воспитатель изменяет движение вылепленной фигурки (показывает, как лев прыгает в горящий обруч или собачка поднимается на задние лапки и танцует).

Вызвав интерес у детей, предлагает им слепить разных цирковых животных, выступающих на арене цирка. Показывает общую основу для коллективной композиции, предлагает договориться о том, кто кого будет лепить и какого размера будут фигурки, чтобы собачка не оказалась больше льва.

- Я напомню способ лепки, который поможет нам слепить животных и показать, как они двигаются. Посмотрите внимательно. Как называется эта форма? (Показывает цилиндр (валик).) Помните, как мы лепили собаку со щенком? (Напоминает и уточняет способ лепки.) Животные обычно передвигаются на четырёх лапах, поэтому валик нужно повернуть вот так (переворачевает в горизонтальное положение), согнуть дугой и надрезать с двух концов стекой, чтобы получилось четыре лапы. Это туловище с лапками. Осталось слепить голову и хвостик. Подскажите мне, как это лучше сделать? Да, это зависит от того, какое животное мы лепим. Далее воспитатель действует по ситуации (вызывает ребёнка для показа способа или уточняет ответы детей и показывает, как дополнить основную форму, чтобы получились разные животные). Поясняет, что туловище может располагаться так, будто животное стоит на двух лапках, или же на четырёх, а голова может прикрепляться к туловищу сверху или сбоку, на шее или сразу на туловище.

- А как можно показать, что животные бегают, прыгают, ходят на задних лапках? Воспитатель изменяет положение вылепленных фигурок и комментирует движения.

Воспитатель предлагает детям самостоятельно выбрать цвет пластилина и слепить цирковых животных. Обращает внимание на дополнительные материалы -п уговицы, бусины, мишуру, тесьму - и подсказывает, что это может пригодиться для костюмов артистов цирка. Если кто-то из детей быстро справится с заданием, можно предложить слепить ещё одного циркового артиста. При желании дети лепят цирковое оборудование, необходимое для выступления (тумба, обруч и пр.).

В конце занятия дети расставляют фигурки животных на арене цирка, стараясь передать выразительные движения, будто дрессированные звери скачут, кувыркаются, танцуют, прыгают на арене цирка.

После занятия. В свободное время дети могут дополнить композицию по своему желанию и поиграть в Цирковое представление.

Воспитатель читает детям стихотворение С. Чёрного Кто?:

Ну-ка, дети!

Кто храбрее всех на свете?

Так и знал - в ответ все хором

Нараспев:

ЛЕВ!

Лев? Ха-ха... Легко быть храбрым,

Если лапы шире швабры.

Нет, ни лев, ни слон...

Храбрее всех, малыш, -

МЫШЬ!

Сам вчера я видел чудо,

Как мышонок влез на блюдо

И у носа спящей кошки

Не спеша поел все крошки.

ЧТО?!