ИЗО в детсаде     |     Аппликация коллективная. Заморский натюрморт

Лепка коллективная из пластилина или глины

Топают по острову слоны и носороги

Задачи. Продолжить освоение техники лепки. Создавать образы крупных животных (слон, носорог, бегемот) на основе общей исходной формы (валик, согнутый дугой и надрезанный с обеих сторон стекой). Совершенствовать умение свободно варьировать разные приёмы лепки (оттягивание, прищипывание , скрепление деталей и пр.) для создания выразительного образа. Развивать способности к формообразованию. Воспитывать интерес к познанию природы.

Предварительная работа. Рассматривание изображений животных в атласах и на открытках. Посещение зоопарка. Рисование животных зоопарка по представлению. Составление фигур животных из разных геометрических фигур. Подготовка композиционной основы для оформления выставки Наш остров (см . рисунок). Занятие по лепке с элементами конструирования из бросового материала Обезьянки на пальмах.

Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин или глина; стеки; клеёнки, керамические плитки; мелкие красивые пуговицы. Композиционная основа для оформления выставки Наш зоопарк. Изображения животных (слон, носорог, бегемот). Композиционная основа Наш остров. Валик (цилиндр) для демонстрации детям обобщённого способа лепки.

Рекомендуемые учебные пособия, наглядность.

Плакаты: Зоопарк (на обороте Лепим зоосад), Обитаемый остров (на обороте Лепим остров).

Книга Пластилиновый остров (автор Лыкова И.А.).

Книга Лепим зоопарк (автор Лыкова И.А.).

Содержание занятия.

Воспитатель показывает детям плакат, иллюстрацию или отдельные фотографии в энциклопедии с изображением слона, носорога, бегемота.

Все животные такие разные. Но при этом некоторые из них похожи друг на друга формой тела. Помните, как мы лепили обитателей моря - акулу, кита и дельфина? Да, мы лепили этих морских животных из конуса (морковки): исходная форма была одна, а животные получились разные. Давайте вместе с вами подумаем, как можно слепить слона, носорога, бегемота. После ответов детей показывает и рассказывает:

Вот слон, бегемот и носорог. Эти животные огромные, толстые, сильные и на вид неуклюжие. У них толстое туловище, а ноги крепкие и короткие. Для лепки этих животных понадобится много пластилина. Если нет пластилина серого цвета, смешаем в одном комочке чёрный с белым или жёлтым. Возьмём большой комок пластилина, раскатаем в удлинённый, довольно широкий валик (цилиндр), с обеих сторон надрежем стекой и загнём вниз, чтобы получились две пары ног. Отдельно слепим головы и в каждой постараемся передать особенности конкретного животного. У носорога и бегемота морда вытянута вперёд, уши маленькие; у слона голова более округлая, есть длинный хобот и огромные уши. Давайте слепим таких животных и поместим в наш зоопарк (педагог показывает детям незавершённую композиционную основу).

Педагог просит 1-2-х детей показать обобщенный способ лепки (раскатать валик, согнуть дугой и надрезать с обеих сторон стекой, чтобы образовались 4 ноги).

Дети, недавно пришедшие в детский сад, лепят животных конструктивным способом, дети, давно посещающие детский сад, - скульптурным и комбинированным. Воспитатель предлагает сделать глазки животных из пуговиц или бусинок.

Дети лепят 1-3 животных (по своему желанию и по способностям) и размещают фигурки вылепленных животных на заранее подготовленной композиционной основе Наш остров, где уже размещены пальмы с обезьянками.

После занятия. В самостоятельной художественной деятельности дети могут лепить других обитателей острова по своему желанию; а также рисуют разных зверей и вырезают их силуэты.

Воспитатель может провести игру Угадай, кто это (контурные рисунки мелом на доске или сделанные из проволоки).

Знакомство с оригинальным жанром -з агадками-обманками (автор В. Борисов).

Зверь на носу Свой носит рог -Е му не подставляйте бок: Когда сердит, когда он зол, Всё по пути снесёт... (В рифму хочется сказать осёл , но это носорог.)

Такой длинной шеи Н е видывал люд: Всех выше на свете Пятнистый ...

(В рифму хочется сказать верблюд, но это жираф.)

Шагает, голову задрав, Двугорбый молодой... (В рифму хочется сказать жираф, но это верблюд.)

С пальмы вниз, На пальму снова Ловко прыгает...

(В рифму хочется сказать корова, но это обезьяна.)

Быстрее всех от страха Н есётся...

(В рифму хочется сказать черепаха, но это заяц.)

По горной круче проходил Обросший шерстью... (В рифму хочется сказать крокодил, но это баран.)