ИЗО в детсаде     |     Рисование декоративное по мотивам народной росписи

Лепка по мотивам богородской игрушки

Косматый мишка

Задачи. Продолжать знакомить детей с произведениями декоративно-прикладного искусства. Учить лепить медведя в стилистике богородской народной игрушки (скульптурным способом с проработкой поверхности стекой для передачи фактуры). Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам народного искусства.

Предварительная работа. Знакомство с богородской игрушкой, искусством резьбы по дереву.

Материалы, инструменты, оборудование. Богородские игрушки (желательно, медведь), альбом Деревянные игрушки; глина (или солёное тесто, или пластилин жёлтого, коричневого, серого цвета), стеки, поворотные диски, клеёнки, салфетки бумажные и матерчатые.

Содержание занятия.

- Дети, как вы думаете, что и как можно делать из дерева? (Ответы детей.) В некоторых городах и сёлах и поныне живут мастера, которые делают красивые вещи из дерева. В селе Богородском близ города Сергиева Посада живут умельцы, которые с давних времён делают деревянные игрушки. (Воспитатель показывает несколько игрушек.) Для изготовления таких игрушек мастера используют древесину мягких деревьев - липы, ольхи, осины. Она легко режется ножом и позволяет передавать даже самые мелкие детали (шерсть, перья, щёки, когти). Сначала мастера работают топором - вырубают часть дерева, необходимую по размеру, а потом ножом вырезают задуманную фигурку и передают все детали.

Богородские игрушки - это фигурки, которые изображают жителей села, барынь, гусаров, всадников, упряжки, а также домашних животных, птиц и зверей. Мастера обычно изображают их за каким-то делом. Во многих игрушках есть специальные приспособления, которые позволяют им двигаться (чаще всего ручки (подвижные планки) с верёвочками и пружинки). Самые популярные сюжеты связаны с любимым героем богородской скульптуры - медведем. Обычно он выполняет какую-то работу - бьёт молотом по наковальне, наигрывает на балалайке, играет в футбол и даже улетает в космос.

Воспитатель сообщает детям, что сегодня они будут лепить медведя по сюжетам прочитанных сказок, и постараются лепить так, чтобы медведь был похож на богородскую игрушку.

Богородские мастера вырезают свои игрушки из дерева с помощью топора и ножа, а мы с вами будем лепить из глины (солёного теста, пластилина) с помощью стеки. Лепить постараемся скульптурным способом - из целого куска, не разделяя его на части. Этот способ позволит нам слепить игрушку, похожую на настоящую скульптуру. (Частичный показ способа лепки.) А стека поможет проработать мельчайшие детали так, как это делают настоящие мастера. (Показ приёмов обработки поверхности для передачи фактуры - шерсти.) Стекой можно надрезать или процарапывать поверхность вылепленной фигурки, чтобы стало похоже на шерсть - меховую шубку медведя. (Сравнительный показ богородской игрушки и фигурки, вылепленной и обработанной воспитателем.)

После занятия. Чтение рассказа К.Д. Ушин-ского Учёный медведь.

Дети! Дети! - кричала няня. - Идите медведя смотреть. - Выбежали дети на крыльцо, а там уже много народу собралось. Нижегородский мужик, с большим колом в руках, держит на цепи медведя, а мальчик приготовился в барабан бить.

А ну-ка, Миша, - говорит нижегородец, дёргая медведя цепью, - встань, подымись, с боку на бок перевались, честным господам поклонись и молодкам покажись.

Заревел медведь, нехотя поднялся на задние лапы, с ноги на ногу переваливается, направо, налево раскланивается.

А ну-ка, Мишенька ! - продолжает нижегородец. - Покажи, как малые ребятишки горох воруют, где сухо - на брюхе; а мокренько - на коленочках .

И пополз Мишка: на брюхо припадает, лапой загребает, будто горох дёргает.

А ну-ка, Мишенька ! Покажи, как бабы на работу идут.

Идёт медведь, нейдёт; назад оглядывается, лапой за ухом скребёт.

Когда медведь переделал все свои штуки, нижегородец сказал:

А ну-ка, Миша! Теперича с ноги на ногу перевались, честным господам поклонись, да не ленись, да пониже поклонись!

Чтение рассказа Г. Снегирёва Медвежонок:

Набрёл я на поляну в тайге. От лесного пожара она выгорела, но на чёрной земле уже росли блестящие листики брусники и кивал головками иван-чай.

На краю были заросли малины. Я собирал малину, а впереди какой-то зверь шёл, шуршал в листьях. Я решил узнать, что это за зверь.

Сел на пенёк и стал тихонько посвистывать.

Зверь сначала остановился и замер, а потом стал ко мне подкрадываться.

Он думал, что я его не вижу, а верхушки малиновых кустов шевелятся и его выдают.

Потом из куста высунулся чёрный нос и два глаза. Ну, тут я его сразу узнал - это медвежонок.

Тогда я щепкой стал поскрипывать о пенёк, и нос медвежонка всё вытягивался, вытягивался, как будто его тянули из куста.

Наконец весь вылез и стал меня обнюхивать. Обнюхал, облизал ботинок, нашёл пуговицу и стал её сосать.

И тут я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет.

Хотел встать, а медвежонок в пуговицу зубами вцепился, рычит и не пускает.

Вдруг медведица услышит, как он рычит, подумает, что его обижают, и прибежит. А у меня даже ружья нет! Я скорее пуговицу оторвал и отдал медвежонку, а сам бегом: медведице разве объяснишь, что я только поиграть с ним захотел.