ИЗО в детсаде     |     Весело качусь я под гору в сугроб...

Лепка сюжетная. Зимние забавы

Задачи. Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. Закрепить способ лепки в стилистике народной игрушки - из цилиндра (валика), надрезанного с двух концов. Продолжать учить передавать несложные движения (наклон и поворот туловища, сгибание рук, перемещение ног). Анализировать особенности фигуры человека, соотносить части по величине и пропорциям. Учить детей анализировать простейшие схемы (фигурки человечков в разных позах); создавать на основе прочитанной информации выразительный динамичный образ и передавать в лепке заданное движение. Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук.

Предварительная работа. Наблюдение во время прогулки за играющими и гуляющими детьми. Беседа о зимних забавах, играх, спортивных занятиях. Рассматривание иллюстраций, составление описательных и повествовательных рассказов (из личного опыта, по серии сюжетных картин) на тему Зимние забавы, Что мы делали зимой. Чтение отрывка из рассказа К.Д. Ушинского Четыре желания.

Материалы, инструменты, оборудование. У детей: пластилин, стеки, подставки, клеёнки, матерчатые и бумажные салфетки. У воспитателя: поворотный диск, два цилиндра (валика) разного размера для показа способа лепки, стека; комплект карточек со схематичным изображением человека в разных позах (руки подняты вверх, опущены, на поясе, одна на поясе, другая вверху, туловище наклонено влево или вправо, ноги вместе, расставлены слегка или широко...). Композиционная основа для коллективной работы. (См ..рисунок .)

Рекомендуемые учебные пособия, наглядность.

Плакаты Зима, Зимние забавы, Времена года, Цветные пейзажи.

Содержание занятия.

Воспитатель читает детям стихотворение А. Блока:

Ветхая избушка В ся в снегу стоит. Бабушка-старушка И з окна глядит.

Внукам-шалунишкам П о колено снег. Весел ребятишкам Быстрый санок бег...

Бегают, смеются, Лепят снежный ком, Звонко раздаются Голоса кругом...

В снежном доме будет Резвая игра... Пальчики застудят, -П о домам пора!...

Воспитатель раздаёт детям (или поочерёдно показывает) карточки со схематическим изображением человечков в движении (идёт, бежит, прыгает, наклоняется, приседает) и предлагает принять такие же позы. Дети выполняют упражнение, а затем несколько раз обмениваются карточками. Таким образом, каждый ребёнок считывает и повторяет три-пять различных поз. В ходе игры педагог обращает внимание детей на положение рук и ног человечков, просит описать позу словами, чтобы уточнить наблюдения и направить внимание на самое существенное. Через некоторое время взрослый предлагает выбрать одну карточку и вылепить из пластилина или глины человечка в такой же позе, в какой он изображён на карточке. Дети ищут способы передачи движения. Если они быстро справляются с заданием, можно обменяться карточками или вылепить человечка по своему желанию.

Можно предложить детям изменить позу вылепленного человечка: поднять руки, поставить их на пояс, согнуть в локтях, расставить или согнуть ноги, пытаются показать, что человечек идёт или быстро бежит.

Затем воспитатель показывает детям основу коллективной композиции, поясняет, что это детская площадка, на которую сейчас прибегут вылепленные человечки.

- Давайте слепим человечков, будто они уже прибежали на эту площадку и теперь метко бросают снежки, весело катаются на лыжах и санках, дружно лепят снеговиков и снежную крепость. Представьте, кого вы хотите слепить: мальчика или девочку, а может быть, двух друзей или подружек. Что будут делать ваши человечки? Не забудьте про зимнюю одежду: как вы будете её лепить?

Воспитатель советует договориться о размере лепных фигурок, предлагает воспользоваться условной меркой (например, указательный пальчик или карандаш). Дети выбирают пластилин нужного цвета, договариваются и начинают лепить.

В конце занятия дети переносят вылепленные фигурки на общую основу и составляют коллективную композицию.

После занятия. В свободное время воспитатель создаёт условия для составления детьми сюжетных рассказов из личного опыта. Дети по своему желанию дополняют сюжетную композицию новыми лепными фигурками.

Загадывание и отгадывание загадок.

Всё лето стояли -З имы ожидали. Дождались поры -П омчались с горы.

(Санки.)

Льётся речка - мы лежим,

Лёд на речке - мы бежим.

(Коньки.)

Сажусь и качусь, С горы я мчусь.

Но это не санки,

А просто... (ледянка).

Он на вид - одна доска, Но зато названьем горд, Он зовётся...( сноуборд).

Вокруг шеи свернулся калачик, От мороза детишек спрячет. (Шарф.)