ИЗО в детсаде     |     Аппликация симметричная (силуэтная) из фактурной бумаги

Лепка сюжетная на зеркале и фольге (с отражением)

Дедушка Мазай и зайцы

Задачи. Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. Самостоятельно варьировать и комбинировать разные способы лепки в стилистике народной игрушки. Продолжать учить передавать несложные движения (наклон и поворот туловища, перемещение лап) и настроение героев (испуг, страх, надежда, радость). Анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям. Развивать глазомер, чувство композиции.

Предварительная работа. Чтение стихотворения Н.А. Некрасова Дедушка Ма-зай и зайцы. Рассматривание иллюстраций в книжке. Беседа по содержанию литературного произведения. Рассматривание весенних пейзажей (по возможности, с изображением весеннего разлива или половодья).

Материалы, инструменты, оборудование. У детей: пластилин, стеки, подставки, клеёнки, матерчатые и бумажные салфетки. У воспитателя: вылепленная фигурка деда Мазая в лодке; поворотный диск, два цилиндра (валика) разного размера для показа способа лепки, стека; комплект карточек со схематичным изображением зайцев в разных позах. Композиционная основа для коллективной работы: зеркало или прочная фольга овальной формы с вылепленным деревом, пеньком, плывущим бревном. (См . рисунок.)

Рекомендуемые учебные пособия и литература.

Плакаты Времена года, Цветные пейзажи.

Технологическая карта Зайчик-побе-гайчик (лепка).

Содержание занятия.

Воспитатель зачитывает отрывки из стихотворения Н.А. Некрасова Дедушка Мазай и зайцы:

Я раз за дровами в лодке поехал... Вижу один островок небольшой -З айцы на нём собралися гурьбой. С каждой минутой вода подбиралась К бедным зверькам... Тут я подъехал: лопочут ушами, Сами ни с места; я взял одного, Прочим скомандовал: Прыгайте сами! Прыгнули зайцы мои, - ничего! Только уселась команда косая, Весь островочек пропал под водой... Столбик на столбик, зайчишка на пне, Лапки скрестивши стоит, горемыка, Взял и его - тягота невелика!.. Только что начал работать веслом, Глядь - у куста копошится зайчиха -Е ле жива, а толста, как купчиха! ...Не рано уж было. Мимо бревно суковатое плыло, Сидя и стоя, и лёжа пластом, Зайцев с десяток спасалось на нём. Взял бы я вас - да потопите лодку! Жаль их, однако, да жаль и находку -Я зацепился багром за сучок И за собою бревно поволок... К берегу плотно бревно я пригнал, Лодку причалил - и с богом сказал... И во весь дух П ошли зайчишки. А я им: У-х ! Живей, зверишки ...

Воспитатель проводит краткую беседу о том, когда и почему с зайцами произошла такая беда и как добрый дедушка Мазай спас бедных зайчишек от гибели.

Затем педагог показывает детям подго-говленную заранее основу для коллективной сюжетной композиции. Поясняет, что зеркало (или фольга) овальной формы -э то водоём, в котором видны затопленные пеньки, деревья, плывущие брёвна, на ко-горых будут спасаться зайцы от бурной воды. Выставляет на зеркало (фольгу) вы-пепленную заранее лодку, помещает туда деда Мазая и обыгрывает ситуацию: показывает, будто лодка плывёт по зеркальной воде, в которой отражаются деревья, и дед Мазай спасает зайчиков - поднимает их за уши и усаживает в лодку, а некоторые зайцы и сами спрыгивают в лодку со своих островков (пеньков).

- Давайте и мы с вами поможем деду Ма-заю спасать зайчишек - вылепим своих зайчиков, которые будут сидеть на островках, пеньках или проплывающих мимо лодки Мазая деревьев и дополним композицию.

Постараемся показать настроение и характер зайцев. Какое настроение у зайца, который сидит на пеньке посреди глубокой речки? А как меняется настроение зайчишки, который запрыгнул в лодку? Как себя чувствует зайчонок, которого греет за пазухой добрый дед Мазай ?

В ходе беседы воспитатель обращает внимание детей на то, что настроение можно показать не только выражением лица, как на портрете человека, но также через позу и движение туловища. Педагог просит детей описать разные позы словами, чтобы уточнить наблюдения и направить внимание на самое существенное (сидит, сжавшись в комочек, уши прижаты, встал на задние лапки, вытянулся столбиком, уши навострил и пр.)

Дети самостоятельно ищут способы передачи движения настроения зайчишек. Если они быстро справляются с заданием, воспитатель предлагает дополнить композицию по своему желанию. Можно предложить детям изменить позу вылепленного зверька: поднять лапки, прижать ушки к туловищу, показать, что зайчонок сидит, лежит, стоит столбиком, прыгает, перепрыгивает, выпрыгивает из лодки или быстро бежит в лес.

Воспитатель советует договориться о размере лепных фигурок, предлагает воспользоваться условной меркой (например, указательный пальчик или карандаш). Дети выбирают пластилин нужного цвета, договариваются и начинают лепить.

В конце занятия дети переносят вылепленные фигурки на общую основу и составляют коллективную композицию.

После занятия. В свободное время воспитатель создаёт условия для составления детьми сюжетных рассказов по мотивам литературного произведения. Дети по своему желанию дополняют сюжетную композицию новыми лепными фигурками.

Чтение стихотворения Н. Рубцова Про зайца:

Заяц в лес бежал по лугу, Я из лесу шёл домой -Бедный заяц с перепугу Т ак и сел передо мной!

Так и обмер, бестолковый, Но, конечно, в тот же миг П оскакал в лесок сосновый, Слыша мой весёлый крик.

И ещё, наверно, долго, Притаившись в тишине, Думал где-нибудь под ёлкой О себе и обо мне.

Думал, горестно вздыхая, Что друзей-то у него П осле дедушки Мазая Не осталось никого...