ИЗО в детсаде     |     Лепка коллективная Мы поедем, мы помчимся...

Начинается январь, открываем календарь...

Задачи. Учить детей составлять гармоничные цветовые композиции, передавая впечатления о разных временах года. Создавать выразительный образ дерева, в соответствии с сезонными изменениями в природе. Упражнять в технике рисования гуашевыми красками: смешивать разные краски, получая зимние, весенние, летние и осенние цвета и оттенки (голубой, розовый, сиреневый ), свободно двигать кистью в разных направлениях, рисовать кончиком кисти и всем ворсом. Вызвать интерес к работе в парах, желание создать самодельный календарь. Развивать чувство цвета и композиции.

Предварительная работа. Рассматривание картин, репродукций, фотографий, художественных открыток с изображением природы в разные времена года.

Подготовка дидактического пособия Краски природы, включающего четыре абстрактные цветовые композиции: Зима (бело-сине-фиолетово-голубая ), Весна (нежно-зелено-бело-розово-голубая ), Лето (зелёно-салатово-красно-жёлто-голубая ), Осень (жёлто-оранжево-красно-коричнево-серо-голубая).

Материалы, инструменты, оборудование. Для перекидного самодельного календаря нужно подобрать12 листов бумаги одного формата и размера, но разного цвета, вызывающего ассоциации с временами года (3 листа для зимних месяцев, например, белый, светло-голубой, нежно-сиреневый или фиолетовый; 3 листа для месяцев весны -с ветло-зелёный, розовый, нежно-голубой или ярко-жёлтый 3 листа для лета - зелёный, красный, малиновый; 3 листа для осени - жёлтый, оранжевый, серо-голубой); 12 одинаковых силуэтов деревьев (ствол и ветки без листвы); гуашевые краски, цветные карандаши, фломастеры, кисточки разных размеров, палитры (блюдца, керамические или пластиковые плитки), баночки с водой. 3-4 настенных календаря с красивыми видами природы в разное время года.

Рекомендуемые учебные пособия, наглядные материалы.

Плакаты Времена года, Цветные пейзажи, Зима, Весна, Лето, Осень.

Форма проведения занятия. Дети работают в парах, вместе выбирая лист цветной бумаги для одного месяца года. В то же время все дети распределяются на 4 группы Зима, Весна, Лето, Осень и размещаются соответственно.

Содержание занятия.

Внимание! Перед занятием воспитатель размещает на доске или на свободной стене 12 листов цветной бумаги (для изготовления настенного календаря), сгруппировав их по сезонам года. На столе у каждой пары детей, кроме материалов и художественных инструментов, лежит один силуэт дерева, вырезанный воспитателем (все силуэты одинаковые).

Воспитатель показывает детям 3-4 календаря, желательно с красивыми пейзажами в разное время года, и сообщает, что сегодня они сами создадут необычный календарь Времена года.

- В нашем календаре будут картины про все времена года. Как вы думаете, какие? (Дети вспоминают и называют времена года.) Но рассказывать странички календаря будут про одно и то же дерево: как оно спит зимой, просыпается и цветёт весной, угощает нас вкусными плодами летом, радует яркими листочками осенью. Поэтому картины будут и похожи и не похожи друг на друга. Дерево у каждого из вас будет вот такое (показывает вырезанный силуэт и предлагает сравнить с теми, что лежат на столах у детей.) Пусть это будет яблоня (груша, вишня). Как вы думаете, что случится с яблоней весной? (На ветках появятся маленькие, светло-зелёные листочки и бело-розовые цветы.) Как изменится яблоня летом? (Листочки станут больше, ярче, темнее, цветы опадут и появятся плоды - спелые яблоки.) Как будет выглядеть яблоня осенью? (Листья пожелтеют и начнут опадать, яблоки соберут люди.) А как изменится яблоня зимой? (Голые ветки покроются снегом.) Сейчас мы с вами договоримся, как будем работать. Сколько времён года всего? Вавильно , четыре, поэтому нам нужно Вспределиться ровно на четыре группы. Воспитатель помогает детям распреде-литься , учитывая сложившиеся взаимоот-ношения и уровень художественных способностей, чтобы все сезоны в календаре были представлены на хорошем уровне.) Кто знает, сколько месяцев в каждом сезоне (времени года)? (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель перечисляет месяцы прошедшей осени, чтобы дети на слух подсчитали их количество: сентябрь, октябрь, ноябрь.)

Затем воспитатель обращает внимание детей на 12 цветных листов, размещённых на доске, и поясняет, что это странички календаря, которые своим цветом подсказывают время года и что-то нам напоминают. Включает детей в обсуждение характерной цветовой гаммы каждого сезона (например: Это весна, она нежная, со светло-зелёными листочками, тёплым жёлтым солнышком, цветущими ветками...), предлагает группам выбрать по три листочка календаря и удобно разместиться для работы по парам (в отдельных случаях по тройкам).

- Дети, договоритесь, кто с кем вместе будет делать одну страничку - один месяц календаря. Наклейте дерево так, чтобы оно росло снизу из земли, а не висело в воздухе. И нарисуйте красками картину про это время года. Группа Осень, как вы представляете свою картину, какого цвета будут листочки на ветках, что ещё вы хотите нарисовать? Кто из вас делает страничку про начало осени (сентябрь)? Не забудьте, что в это время на яблоне еще много зелёных листьев, и даже осталось немного яблок. Кто занимается вторым месяцем осени? В это время осень не случайно называют золотой. А кому попалась страничка про ноябрь - последний месяц осени? Видите, она такая серо-голубая, как небо в это время года. Наверное, на вашей картине пойдёт дождь, подует ветер и сорвёт с яблони последние листочки?

Группы Зима, Весна и Лето, вы тоже постарайтесь показать, как изменится наша яблонька. Придумайте, что или кто ещё появится на ваших картинах.

По ходу работы воспитатель поощряет детей к экспериментированию с цветом, советует расширить цветовую гамму создаваемой картины. Детям группы Осень показывает на палитре, как можно получить разные оттенки жёлтого цвета, добавляя по капельке красной, оранжевой и зелёной краски. Детям группы Зима советует получить разные оттенки голубого , смешивая синюю и белую гуашь в разных пропорциях (чем больше белого, тем светлее оттенок). Детям группы Лето задаёт вопрос о размере и степени спелости яблок в разные сроки сезона.

После занятия. В самостоятельной художественной деятельности во второй половине дня или на свободном занятии в пятницу дети оформляют календарь Времена года: располагают картины-страницы в нужной последовательности, наклеивают или вписывают с помощью воспитателя названия месяцев, вклеивают фотографии именинников.