ИЗО в детсаде     |     Лепка сюжетная на зеркале и фольге (с отражением)

Рисование-экспериментирование. Солнечный цвет

Задачи. Вызвать интерес к экспериментальному (опытному) освоению цвета. Расширить цветовую палитру - показать способы получения солнечных оттенков (жёлтый, золотой, янтарный, медный, огненный, рыжий...). Развивать воображение. Активизировать словарь качественными прилагательными, обозначающими цвета и оттенки. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

Предварительная работа. Чтение Истории про Мальчика, который хотел стать художником (книга Цветные ладошки). Подготовка обложек для коллективного альбома Солнечные картинки (с вертикальным и горизонтальным размещением станиц).

Материалы, инструменты, оборудование. Краски гуашевые и акварельные, палитры или керамические плитки (блюдечки), кисточки разных размеров, щётки, тампоны ватные или комочки смятой бумаги, ватные палочки, салфетки бумажные и матерчатые, баночки или ванночки (бюветы) с водой. Обложки для коллективного альбома Солнечные картинки (с вертикальным и горизонтальным размещением станиц).

Рекомендуемые учебные пособия, наглядность.

Плакат Радуга. Цвет.

Книга Цветные ладошки, или История про Мальчика, который хотел стать художником (автор И.А. Лыкова).

Набор солнечных картинок (например, мимоза, нарцисс, цыплёнок, осенний лист, банка мёда, соты, корона и т.д.).

Содержание занятия.

Воспитатель читает детям эпизод из книжки Цветные ладошки и создаёт условия для свободного экспериментирования с красками с целью получения разных цветов и оттенков. Читает продолжение сказки:

На следующее утро Мальчик, который хотел стать художником, примчался к Радуге с первыми лучами солнца.

Вот тебе жёлтая краска, - приветливо кивнула Радуга. - Попробуй за время своего путешествия отгадать её характер.

В Жёлтом королевстве было светло и тепло. Мальчик погладил пушистого цыплёнка. Дотянулся до лепестков подсолнуха - они были бархатистые. Наклонился, чтобы вдохнуть легкий аромат одуванчика,- нос тоже стал жёлтым. Ещё ему удалось лизнуть соты душистого мёда.

- Разве может быть характер у цвета?.. Вот загадка так загадка...

Вопросы к детям. Как вы думаете, какой характер (или какое настроение) у жёлтого цвета? С каким настроением вы смотрите, трогаете или пробуете что-нибудь жёлтое?)

Мальчик приоткрыл глаза и увидел сквозь ресницы лучи солнца, которые окутывали золотым сиянием всё Жёлтое Королевство. (А вы пробовали смотреть на солнце, прижмурившись?)

Жёлтый цвет... - тёплый и ласковый, добрый и весёлый. Как само солнышко! Ко всему жёлтому так и хочется прикоснуться. Может быть, и нарисовать жёлтое можно рукой?

Мальчик опустил палец в жёлтую краску и начал рисовать солнечные картинки: мимозу и одуванчик - лёгкими прикосновениями, быстро отрывая пальчик от бумаги; золотую рыбку - проводя цветным пальчиком контурные линии, как будто рисовал мелком или карандашом; а цыплёнка - ватным тампоном (смятым комком бумаги), чтобы показать, что цыплёнок не только золотистый, но к тому же мягкий и пушистый.

Воспитатель читает детям стихотворение Все цвета солнца В. Шипуновой для обогащения солнечной палитры, уточнения знаний оттенков одного цветового ряда и активизации словаря прилагательными на обозначение цвета (жёлтый, золотой, янтарный, медный, огненный, рыжий...).

Золотая шапка мимозы И жёлтый листик берёзы, Янтарная смолка сосновая И медный жёлудь дубовый, Огненный хвост лисы на снегу, Рыжий клён на речном берегу -С обрались оттенки в тесный кружок -Солнечный яркий небесный желток.

Задание и вопросы детям. Попробуйте и вы рисовать пальчиком или ватной палочкой (тупым концом карандаша) - это удобно, быстро и легко. Составьте на палитрах свои солнечные цвета и оттенки. Подскажите мальчику, какой цветок лучше всего выбрать в подарок Радуге: мимозу, одуванчик, нарцисс или золотой шар.

Дети рисуют. Воспитатель помогает советами, наводящими или косвенными вопросами; напоминает, что рисовать можно как лёгкими быстрыми прикосновениями (точками, пятнышками), так и контурными линиями или большим цветовыми пятнами.

В конце занятия воспитатель показывает детям заранее подготовленные обложки с изображением улыбающегося солнца и заголовком Солнечные картинки; сообщает детям, что под эти обложки они соберут свои солнечных картинки, чтобы получились красивые альбомы.

После занятия. Оформление альбома Солнечные картинки.

Воспитатель читает детям литературные произведения, уточняющие и обогащающие впечатление о золотом цвете солнца.

Приди, приди, солнышко!

Приди, приди, солнышко, Под моё оконышко , Засвети щедрее, Всех согрей скорее. Лей щедрее, солнышко,

Золото в оконышко , Деточки играют, Тебя ожидают.

(украинская песенка)

Одуванчик

Уронило солнце Лучик золотой. Вырос одуванчик, Первый, молодой. У него чудесный Золотистый цвет. Он большого солнца Маленький потртет .

(0. Высотская )