ИЗО в детсаде     |     Аппликация коллективная. Цветы луговые (панорамная композиция)

Рисование-экспериментирование. Зелёный май (краски весны)

Задачи. Вызвать интерес к экспериментальному (опытному) освоению цвета. Развивать чувство цвета. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

Материалы, инструменты, оборудование. Краски гуашевые и акварельные, палитры или керамические плитки (блюдца), кисти разных размеров, щётки зубные, тампоны ватные, ватные палочки, салфетки бумажные и матерчатые, банки, стаканы или ванночки (кюветы) с водой.

Содержание занятия.

Воспитатель читает детям эпизод из книжки Цветные ладошки про Мальчика, который хотел стать художником, и создаёт условия для свободного экспериментирования с красками с целью получения разных цветов и оттенков.

На следующий день - в четверг - солнышко сияло по-прежнему и сверкала в дождевых каплях Радуга. Мальчик подошёл поближе и удивился: Почему твои дуги-дороги так тесно прижались друг к другу, им же неудобно?

- Но благодаря этому у меня не три цвета, а целых семь. Где две дуги накладываются друг на друга, там между ними появляется третья - два цвета смешиваются между собой и получается новый - смешанный. Если бы не было такого цветового секрета, ты бы видел только красную, жёлтую и синюю дуги - мои главные (основные) цвета.

Мальчик смешал на палитре жёлтую и синюю краски. (Задание детям. Попробуйте и вы смешать жёлтую краску с синей. Что у вас получилось?)

Скользнув вниз по дуге-лиане, мальчик очутился на лесной поляне. Как здесь было спокойно и легко! Свежая зелень и прохладная тень приглашали остановиться и отдохнуть.

Вопрос детям. Назовите королевство, в которое попал мальчик. Кто там живёт? (Лягушка, крокодил, кузнечик, змея, ящерица, жук-бронзовка...) Как живётся его обитателям?

Мальчику не давал покоя цветовой секрет.

А что получится, если смешать краски по-разному: сначала много жёлтой и мало синей, а потом наоборот - много синей и мало жёлтой?

Получатся разные оттенки! - закричала обезьянка. - Только ты не торопись, узнаешь об этом в самом последнем королевстве.

Мальчик начал смешивать краски. Его ладошки перепачкались... Но он не стал вытирать их о джинсы. Раз, два, три! - и зелёные ладошки отпечатались на бумаге -в от и готов новый рисунок для Радуги.

- Ура! - закричала обезьянка, - получилась пальма, прямо как настоящая!

Мальчик не смог найти зелёный цветок, поэтому выбрал самую красивую веточку с листочками и отправился домой.

Задание и вопросы детям. Придумайте, что ещё можно нарисовать ладошками. (Бабочку, перчатки, солнышко, попугая, орла, дикобраза, ёжика...)

- Давайте и мы с вами поработаем на палитрах, как настоящие художники.

Дети открывают акварельные краски, смачивают их водой, сбрызгивая капельки с чистой кисточки. Берут палитры и полоски белой бумаги для рисования. Воспитатель предлагает сначала поговорить с зелёным цветом. Дети набирают зелёную краску и наносят несколько цветовых пятен на белую полоску на расстоянии друг от друга (полоску можно предварительно сложить дважды пополам и развернуть, чтобы отделить окошки для пятен). Воспитатель комментирует: Это яркий зелёный цвет, он рассказывает о летней траве и листве.

Затем воспитатель предлагает детям промыть кисточку, набрать жёлтую краску и добавить к одному из зелёных пятен, хорошо смешав . Дети сравнивают цветовые пятна. Воспитатель спрашивает, о чём или о ком может рассказать этот цвет (о кузнечиках, лягушках, нежных травинках). Далее воспитатель предлагает детям снова промыть кисточку, набрать синей краски и смешать ещё с одним зелёным пятном. Дети сравнивают сине-зелёный цвет с густым дремучим лесом. Воспитатель создаёт условия для свободного экспериментирования с акварельными красками в поисках говорящих цветов и оттенков.

Пока дети экспериментируют, воспитатель раскладывает на свободном столе белую бумагу разного формата и размера для летних картин. Привлекает внимание детей и показывает новый способ создания картины.

Поиграйте с двумя красками - жёлтой и синей. Сначала возьмите много жёлтой и 2-3 капельки синей, смешайте и нарисуйте что-нибудь зелёное (листочек, травку, гусеницу, крокодила). А потом постепенно добавляйте синюю краску к жёлтой, рисуйте и наблюдайте, как будет меняться цвет ваших рисунков.

По ходу занятия воспитатель читает детям стихи о весне.

Май

Зелёный, красный,

Яркий май,

С ребят пальтишки

Поснимай,

Деревья

В листики одень,

Звени ручьями

Целый день!

Куда я в мае

Ни пойду,

Везде я солнышко

Найду!

(С. Капутикян )