ИЗО в детсаде     |     Аппликация с элементами конструирования

Рисование декоративное. Расписные ткани

Задачи. Учить детей рисовать узоры по замыслу, заполняя всё пространство листа бумаги (рисовать ткань), находить красивые сочетания красок в зависимости от фона; использовать в своём творчестве элементы декоративно-прикладного искусства (растительные, зооморфные, геометрические). Совершенствовать технические навыки рисования кистью (рисовать кончиком кисти или всем ворсом, свободно двигать в разных направлениях).

Предварительная работа. Рассматривание кусочков ткани и разной одежды. Воспитатель рисует варианты узоров для ткани: в горошек, в цветочек, в клеточку, под дымку, под хохлому.

Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги - белые и цветные, кусочки белой ткани (для выбора детьми), краски -а кварель или гуашь, фломастеры, маркеры, цветные карандаши, кисточки разных размеров, палитры, баночки с водой. Подготовка образцов ткани (лоскутков с разными красивыми узорами). Картонные трафареты одежды для прикладывания к ткани, нарисованной детьми.

Содержание занятия.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть одежду друг друга (как называется, из какой ткани сшита, как выглядит ткань -о дноцветная или узорчатая). Раздаёт детям кусочки ткани с красивой расцветкой, желательно, с разными декоративными элементами - растительными, зоологическими (зооморфными), геометрическими, абстрактными и пр.

- Дети, посмотрите на эти лоскутки (кусочки) ткани. Погладьте ткань ладошками. Какая она на ощупь?,- Мягкая, нежная, тёплая. Все лоскутки такие разные, красивые. У кого лоскуток в горошек? У кого в клеточку? Поднимите вверх лоскутки с цветочным узором. Сложите вместе несколько лоскутков и посмотрите, красиво ли сочетаются расцветки и узоры.

Далее воспитатель спрашивает у детей, какую одежду можно сшить из той или иной ткани (на примере лоскутков). Предлагает подумать и рассказать, какие ткани нужны для праздничной одежды, а какие для повседневной, чем отличаются ткани для летней одежды и для зимней? Обсуждает с детьми, для чего еще (кроме пошива одежды) нужны ткани, где и как их применяют? Дети вспоминают, что ткани используются для изготовления штор, обивки мебели, пошива игрушек.

Воспитатель рассказывает детям, что узор для ткани рисуют художники. Предлагает представить себя в роли художников по ткани - придумать и нарисовать свои узоры. Показывает детям подготовленные художественные материалы и сообщает, что узоры можно рисовать как на бумаге - белой или цветной, так и на белой ткани. Выставляет варианты узоров, нарисованные на бумаге и ткани (в цветочек, в горошек, в клеточку, с абстрактным рисунком, оформленные по мотивам дымковской и хохломской росписи). Затем демонстрирует трафареты одежды, поочерёдно прикладывает к разным узорным тканям и советуется с детьми, какой из узоров для какой одежды подходит.

Воспитатель напоминает детям, что сегодня они выступают в роли художников по ткани, предлагает выбрать художественные материалы, трафареты одежды и нарисовать свой узор для ткани. В конце занятия проводится выставка тканей.

После занятия. Нарисованные детьми ткани будут использованы для изготовления персонажей пальчикового театра в конце недели, а также для занятий по аппликации (в качестве оригинальной фактурной бумаги).

В самостоятельной художественной деятельности детям можно предложить порисовать узоры на самой настоящей ткани -к усочках старой простыни или наволочки (желательно белого или светло-голубого цвета).

Перед этим желательно рассказать историю о набивных тканях: Когда-то, давным-давно люди разрисовывали ткани вручную. И способов росписи существовало великое множество. Узоры наносились на ткань кисточкой, деревянными штампами-набойками или специальным отваром (раствором, составом), который позволял расписывать ткань не всю сразу, а кусочками (фрагментами). Такой способ рисования придумало малайское племя батаков (или батиков), откуда и пошло название росписи - батик.

Детям будет интересно попробовать разные способы декорирования тканей, например, ставить отпечатки какими-нибудь предметами (мелкими игрушками с плоской основой, флаконами, фигурами от старых шахмат, шашками (следует иметь ввиду, что сейчас в продаже имеются специальные наборы печаток с поролоновыми губками и специальными жидкостями для их пропитки).

Но ещё интереснее печатать рисунок на ткани (да и на бумаге тоже) самыми настоящими осенними листьями. Для такой работы понадобятся гуашевые и акварельные краски, цветная тушь или чернила, простой карандаш, клей ПВА, кусочек поролона, а также листья разных деревьев и клеёнка или старые газеты, чтобы застилать стол (пол) во время работы.

Печатаем листьями по бумаге или ткани

Собираем красивые крепкие листья разных деревьев (клён, берёза, дуб).

Наносим гуашевую краску на листочек со стороны прожилок, стараясь передать цветосочетание.

Прикладываем листок к бумаге или ткани (окрашенной стороной вниз).

Фон вокруг листочка закрасим тампоном (ватным, тряпичным или поролоновым).