ИЗО в детсаде     |     Лепка декоративная рельефная

Рисование по содержанию загадок и стихов. Загадки с грядки

Задачи. Учить передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках; создавать выразительные цветовые и фантазийные образы; самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка; уточнять представление о хорошо знакомых природных объектах.

Предварительная работа. Загадывание и отгадывание загадок, рассматривание овощей, беседа об овощах как огородной культуре. Уточнение представлений о том, что такое овощи, кто какие овощи любит, что из них можно приготовить, как овощи заготавливают на зиму?

Материалы, инструменты, оборудование. Гуашевые краски, кисточки 2-х размеров, баночки с водой, палитры для смешивания красок, салфетки влажные и сухие; овощи (реальные или муляжи) для уточнения представлений о внешнем виде.

Содержание занятия.

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную игру - послушать загадки, но ответ на загадки не произносить вслух, а рисовать. Воспитатель загадывает по одной загадке, давая детям время подумать и нарисовать отгадку. Дети рисуют каждый овощ-отгадку на отдельном листочке или же последовательно на одном листе бумаги. Воспитатель создаёт игровую ситуацию: Листочки бумаги - это как будто грядки, на которых сейчас вырастут овощи, а как они называются, вы отгадаете, послушав загадки.

Загадки об овощах

Я гладкий и блестящий, Расту в теплице чаще, Люблю тепло и солнце, Краснею на оконце. Прошу - не жмите красный бок, Запачкать может красный сок. (Помидор.)

Воспитатель советует нарисовать помидор, смешивая красный, оранжевый и жёлтый цвета красок. При желании можно нарисовать красный помидор и раскрасить один бочок жёлтым, оранжевым или зелёным цветом и дорисовать узкие листочки.

Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, С хвостом, а не мышь. (Репа.)

Воспитатель предлагает детям поэкспериментировать с красками на палитрах (или листочках бумаги) для получения ярко-жёлтого цвета, при необходимости подсказывает, что нужно смешать жёлтый и красный цвета. Напоминает, что репу можно нарисовать, как помидор, но дорисовать кончиком кисточки тонкий хвостик. По желанию дети могут нарисовать крупные широкие листья.

За кудрявый хохолок Лису из норки уволок .

(Морковь.)

Воспитатель спрашивает детей, как можно получить оранжевый цвет. Уточняет, что для этого нужно к жёлтой краске добавить немного красной: чем больше красного цвета, тем ярче морковка. Дети по желанию дорисовывают зелёный хвостик.

Примечание: следующая загадка про капусту предлагается в том случае, если рисование по содержанию стихотворения Н. Кончаловской Показал садовод... переносится в самостоятельную художественную деятельность.

Уродилась я на славу, Голова бела, кудрява.

Кто любит щи, Меня в них ищи.

(Капуста.)

Воспитатель показывает два способа рисования капусты: 1) рисует большой круг светло-зелёного цвета и, не дожидаясь, когда краска высохнет, проводит по нему волнистые линии тёмно-зелёного и сине-зелёного цвета, будто это листья капусты, свёрнутые в вилок; 2) смешивает на палитре 3-4 оттенка зелёного цвета и наносит на лист белой бумаги несколько пятен (листьев), чередуя их по цвету, и постепенно соединяет эти листья в вилок капусты.

А теперь послушайте смешное стихотворение о саде-огороде, которое написала Наталья Кончаловская :

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, заселенных густо,

ОГУРБУЗЫ росли,

ПОМИДЫНИ росли,

РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК И РЕПУСТА.

СЕЛЬДЕРЕШЕК поспел,

И МОРКОФЕЛЬ дозрел,

Стал уже осыпаться СПАРЖОВНИК,

А таких БАКЛАЧКОВ

Да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

Воспитатель предлагает детям нарисовать свою смешную загадку про овощи, чтобы товарищи могли отгадать, что это - огурбуз или помидынь , редисвёкла или моркофель . Дети рисуют (это задание на развитие воображения и чувство юмора можно предложить во второй половине дня для самостоятельной художественной деятельности).

В конце занятия воспитатель предлагает детям рассмотреть грядки с овощами и показать их товарищам. Отмечает те рисунки, в которых детям удалось нарисовать овощи, как настоящие. В смешных рисунках-загадках (нарисованных по стихотворению) выделяет оригинальные решения (изменение цвета, сочетание форм).

Способы рисования овощей, предложенных в загадках, варианты фантазийных овощей