ИЗО в детсаде     |     Аппликация силуэтная симметричная. Нарядные бабочки

Рисование предметное (дидактическое). Радуга-дуга

Задачи. Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. Вызвать интерес к изображению радуги. Дать элементарные сведения по цветоведению . Развивать чувство цвета. Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Предварительная работа. Просмотр диапозитивов, иллюстраций, открыток, марок с изображением радуги и других природных явлений для обогащения художественных впечатлений детей.

Материалы, инструменты, оборудование. Листы белой и голубой бумаги большого формата (одного размера, если будет составляться коллективный альбом), акварельные краски; кисточки разного размера, баночки с водой, салфетки бумажные и матерчатые, подставки для кисточек.

Рекомендуемые учебные пособия, наглядность.

Наглядная модель или плакат Радуга.

Содержание занятия.

Воспитатель предлагает детям поразмышлять и поговорить о том, что такое радость. После короткой, но очень свободной и эмоциональной беседы педагог сообщает детям, что в давние-давние времена в далёком Египте люди называли солнце именем Ра, поэтому слова радость и солнце похожи по своему значению. Затем воспитатель спрашивает детей, какие они могут вспомнить слова, похожие по звучанию на радость, и читает литературные произведения о радуге.

Ах, ты, радуга-дуга, Ты высока и туга! Не дай дождичка, Дай мне вёдрышко. Чтобы детям погулять, Чтоб теляткам поскакать,

Нужно солнышко, Колоколнышко ! (Русская народная потешка .)

Воспитатель спрашивает, как можно расшифровать слово радуга (солнечная дуга или дуга солнца, или дуга радости, радостная дуга). Педагог интересуется, кто из детей видел настоящую радугу, и просит рассказать об этом радостном событии (где это было, когда, шёл ли в это время дождик или светило солнышко, какие чувства вызвала радуга у людей, которые её видели?).

Затем воспитатель уточняет представление детей о радуге как атмосферном явлении, сообщает, что радугу можно наблюдать на небе в тёплое время года, когда идёт мелкий, частый, тёплый дождик, и в то же время сквозь тучи или облака светит солнышко; солнечные лучи проходят сквозь дождевые капельки и образуется радуга.

Педагог спрашивает детей, знают ли они цвета радуги, и всегда ли эти цвета следуют в определённом порядке (или всякий раз в радуге появляются новые цвета в произвольном порядке)? После ответов детей показывает наглядное пособие Радуга и просит назвать цвета, начиная с верхней дуги. Убирает (закрывает) пособие или модель и просит вспомнить порядок следования цветных дуг. После нескольких попыток детей предлагает запомнить шуточный текст (мнемонический приём), который поможет на всю жизнь запомнить порядок расположения цветов в радуге: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Поясняет, что первый звук (буква) каждого слова совпадает с первым звуком (буквой) в названии цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Дети хором несколько раз повторяют текст.

Педагог читает детям стихотворение Г.Лагздынь Радуга:

В радуге - семь дужек,

семь цветных подружек! Красная дужка - оранжевой подружка! Жёлтая дужка - зелёной подружка! Голубая дужка - синей подружка! Фиолетовая дужка -

всем дужкам подружка! А пойдут как обниматься Разноцветных семь подружек, Начинают тут сливаться В белый цвет - семь ярких дужек! Семицветная дуга - наша ра-ду-га !

Затем воспитатель рисует на мольберте и показывает детям, как одна дуга накладывается на другую (красная на жёлтую, жёлтая на синюю), и в результате получаются новые цвета - оранжевый, зелёный.

Дети берут кисточки, акварельные краски и экспериментируют с цветом, смешивая красный с жёлтым и жёлтый с синим. Воспитатель предлагает им нарисовать большие - красивые и радостные картины про радугу, читает стихотворение С.Маршака Радуга:

В небе дождь, гроза.

Закрывай глаза!

Дождь прошёл. Трава блестит.

В небе радуга стоит.

Поскорей, поскорей

Выбегай из дверей,

По траве

Босиком,

Прямо в небо,

Прыжком....

После занятия. Дети оформляют альбом Радуга-дуга. Воспитатель через 3-5 дней напоминает мнемонический приём для запоминания последовательности цветовых дуг в радуге (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан).

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан

К - красный глаз: знак светофора.

О - отражение такси.

Ж - жёлтый лютик у забора.

3 - зеленеют колоски.

Г - голубые брызги неба.

С - синеют в лужах окна. Ф - фиолетовый закат. Расписался дождь на луже: Ваш художник. Очень рад!

Чтение стихотворения В. Шипуновой Про радугу:

В мокром утреннем лесу

Пятки окуну в росу,

Паутинкой вытрусь,

На опушку выберусь,

Ленточку вплету в косу.

Ленту не простую - радугу цветную.

Всем теперь понравится

Девица-красавица.