ИЗО в детсаде     |     Лепка сюжетная. Кто под дождиком промок?

Рисование с натуры. Осенние листья (краски осени)

Задачи. Учить детей рисовать с натуры, передавая форму и окраску осенних листьев. Совершенствовать изобразительную технику (смешивать акварельные краски для получения сложных оттенков и передачи осеннего колорита). Познакомить с новым способом получения изображения - наносить краску на листья, стараясь передать окраску, и печатать ими на бумаге. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства; вызвать желание передавать характерные признаки объектов и явлений природы; поддерживать творческие проявления.

Предварительная работа. Наблюдение листопада на прогулке. Рассматривание и сбор осенних листьев красивой формы и окраски. Дидактическая игра С какого дерева листок?

Материалы, инструменты, оборудование.

Акварельные краски, белые листы бумаги, палитры, кисточки, баночки с водой, простые карандаши или уголь, ластики. Осенние листья, собранные детьми перед занятием или на прогулке. Репродукции картин русских пейзажистов. Посылка (коробка) с листочками.

Содержание занятия.

Перед занятием дети сидят на ковре. Воспитатель читает детям стихотворение 0. Дриз Что случилось: Ах, что было, Что случилось! Дверь тихонько отворилась И тихонько затворилась. Мы судили, мы рядили Д а и думать бросили: Кто же нам через порог Кинул жёлтенький листок -П исьмецо от осени? Воспитатель показывает детям коробку, открывает её и сообщает, что в нашу группу тоже пришла посылка от Осени. В посылке - красивые листочки. Предлагает детям подойти и выбрать по одному листочку (воспитатель раскладывает листочки на столе, чтобы детям удобнее было рассматривать и выбирать).

Воспитатель предлагает детям сесть на свои места и подумать, что они могут сделать с листьями. После ответов детей советует нарисовать подарки осени - листочки. И нарисовать не просто так, а с натуры, как это делают художники, чтобы листья на наших рисунках были как настоящие. Для этого нужно внимательно рассмотреть листок, обвести его пальчиком, чтобы запомнить форму, и сначала нарисовать простым карандашом (чтобы можно было стереть ластиком неточности), а потом раскрасить акварельными красками, точно подбирая цвета на палитре.

Воспитатель показывает детям по очереди два-три листочка и просит описать красивыми словами их форму и окраску, например, так: это лист клёна, он похож на корону (воспитатель обводит листок в воздухе, повторяя его форму), осень окрасила этот листок в жёлтый цвет, будто золотую корону, и добавила несколько пятнышек - здесь светло-зелёное, а здесь оранжевое. А это лист каштана, он напоминает ладошку с растопыренными пальчиками (воспитатель предлагает детям показать ладошки и растопырить пальчики); для листочка каштана осень припасла оранжевую краску, весь листок сначала раскрасила оранжевым, потом на одном пальчике смешала оранжевый цвет с коричневым, а на другом - оранжевый с зелёным.

Воспитатель советует детям внимательно рассмотреть подарки осени и нарисовать их так, чтобы на рисунках листочки были как настоящие. Напоминает, что сначала надо нарисовать листок простым карандашом. По ходу занятия воспитатель помогает детям выбрать верное цветосочетание, советует смешивать краски на палитре, добавляя к светлой более тёмную по несколько капелек.

За 5-7 минут до конца занятия воспитатель раскладывает на столах детей осенние листочки простой формы небольшого размера (липа, берёза) и предлагает познакомиться с очень интересным способом рисования, который называется печать. Показывает осенний листок, наносит на него краску, стараясь передать окраску листка, и прикладывает к белой бумаге. Дети с восторгом рассматривают отпечаток и принимаются печатать самостоятельно.

После занятия. Воспитатель советует продолжить это занятие дома вместе с родителями. Напоминает, как в начале года создавали картинки из силуэтов руки (бабочек, цветы, птиц), подсказывает, что из отпечатков листочков тоже могут получиться очень красивые картины.