ИЗО в детсаде     |     Аппликация предметно-декоративная. Галстук для папы

Рисование с опорой на фотографию. Папин портрет

Задачи. Учить рисовать мужской портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного человека (папы, дедушки, брата, дяди). Вызвать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально. Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет).

Предварительная работа. Знакомство с портретом как жанром живописи. Рассматривание репродукций картин известных художников (Серова, Репина, Крамского и др.). Экспериментирование с цветом гуашевых красок для получения телесного цвета. Беседа Наши папы и дедушки. Рассматривание семейных фотографий, принесённых в группу.

Материалы, инструменты, оборудование. Белая и тонированная бумага разного формата, гуашевые краски, палитры, кисточки, баночки с водой; семейные фотографии; репродукции картин известных художников-портретистов; опорные рисунки для показа этапов работы (см . рисунок к конспекту); цветовая модель, демонстрирующая получение телесных оттенков разной светлоты (и насыщенности).

Содержание занятия.

Воспитатель читает детям стихотворение Г.Р. Лагздынь Мой папа военный:

Мой папа военный. Он в армии служит. Он с техникой сложной Армейскою дружит! Ходил он не раз В боевые походы. Не зря говорят: Командир - из пехоты!

Воспитатель проводит краткую беседу о том, где и кем работают наши папы, дяди, дедушки; какие они (храбрые, сильные, умелые) и предлагает нарисовать портреты гуашевыми красками, чтобы к празднику мужчин оформить в детском саду выставку.

Затем педагог показывает детям выставленные на доске или мольберте опорные рисунки, подсказывающие последовательность работы над портретом: 1) карандашный эскиз; 2) овал лица; 3) причёска; 4) разметка черт лица (точки или тонкие штрихи, намеченные карандашом); 5) глаза; 6) губы; 7) нос; 8) детали одежды и аксессуары (галстук). Предлагает вместе подумать и обсудить, в каком порядке будем рисовать (последовательно показывает и комментирует этапы, прикрывая полоской бумаги последующие).

Особое внимание педагог обращает на то, что портрет - это, как правило, изображение лица человека (какую форму обычно имеет лицо?), поэтому нужно крупным планом по всему листу бумаги нарисовать овал. Спрашивает, как лучше разместить лист бумаги (вертикально или горизонтально), и почему. Наглядно демонстрирует правильность ответов, прикладывая чистый лист бумаги к своему лицу. Спрашивает, какого цвета кожа человека и как можно получить такой цвет (оттенок) на палитре. Демонстрирует цветовую модель и советует поэкспериментировать с цветом в поисках телесного цвета. Дети в течение двух-трёх минут выполняют это цветовое упражнение на палитрах. На отдельной схеме воспитатель показывает детям пропорции лица и размещение глаз, носа, рта, ушей. Объясняет варианты изображения мужской причёски. Советует вспомнить, какого цвета у папы глаза и волосы, чтобы подобрать нужный цвет или оттенок.

Воспитатель сообщает, что дети могут по своему желанию нарисовать потрет любого размера на белом или цветном фоне.

Дети выбирают лист желаемого формата и цветового тона и начинают рисовать.

После занятия. Дети оформляют портреты пап, составляют устные поздравления (воспитатель может записать высказывания детей на обороте портретов или на поздравительных открытках). В самостоятельной художественной деятельности дети под руководством воспитателя (или преподавателя изостудии) оформляют портреты своих пап (дедушек) красивыми самодельными рамочками, дополняют аксессуарами, подготовленными на занятии по аппликации (галстуки из бумаги или ткани) и готовят выставку.

Чтение стихотворений Г. Р. Лагздынь :

Я буду вертолётчиком

Жужжит над полем вертолёт, Стрекозкой лёгкой кружит, То вертолёт идёт в полёт, -О н людям верно служит. Взлетит он выше белых скал И сядет за горою. Ты не гляди! Вверху я мал?! Так залетай за мною! С тобою вместе побежим П о голубым дорожкам И рядом с солнцем посидим И на луне немножко.

Купи мне, папа...

Купи мне, папа, пулемёт. Я буду пулемётчиком! Купи мне, папа, самолёт! Я буду, папа, лётчиком! Купил мне папа самокат. Я самокатчиком быть рад!

Играю я

Мой папа храбрый лётчик. Мой дедушка - танкист! А я был - вертолётчик, Теперь - артиллерист! Стою я возле пушки С винтовкой на посту.. Играю я в игрушки, Играю и расту!