ИЗО в детсаде     |     Лепка-экспериментирование. Глиняный Ляп

Рисование сюжетное. Лиса-кумушка и лисонька-голубушка

Задачи. Учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев. Вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительно-выразительными средствами. Познакомить с приёмами передачи сюжета: выделять главное, изображая более крупно на переднем плане; передавать как смысловые, так и пропорциональные соотношения между объектами. Развивать композиционные умения (показывать расположение персонажей и предметов в пространстве).

Предварительная работа. Чтение русских народных сказок с рассматриванием иллюстраций в книжках Лисичка-сестричка и серый волк, Снегурушка и лиса.

Материалы, инструменты, оборудование. Книжки-самоделки, иллюстрированные на занятии по рисованию Зайчишки -т русишка и храбришка , художественные материалы на выбор детям - цветные карандаши, фломастеры, краски гуашь; кисточки, баночки с водой. Иллюстрации к сказкам.

Содержание занятия.

Воспитатель предлагает детям вспомнить основных героев сказок Лисичка-сестричка и серый волк, Снегурушка и лиса, прослушанных на занятии по литературе. Спрашивает, чем лисички в этих сказках похожи и чем отличаются друг от друга, как выглядят, какие у них характеры? Что можно сказать о лисичке, которая помогла девочке выбраться из лесу? (Добрая, заботливая, ласковая, внимательная.) А какими словами можно описать лису, которая обхитрила волка в сказке Лисичка-сестричка и серый волк? (Хитрая, лукавая, не добрая.)

Воспитатель спрашивает, можно ли в рисунке передать характер и настроение разных лисичек. Напоминает, как передавали характер зайчиков (ушки прижаты к спине или стоят торчком, спина согнута или выпрямлена и пр.). Помогает детям составить словесные портреты разных лисичек: добрая лиса улыбается ласково и весело, у неё большие глаза, а хитрая лиса улыбается лукаво (чуть набок) или не улыбается вообще, прищурив узкие хитрые глаза; добрая лисичка смотрит прямо на нас, а хитрая отворачивается, чтобы никто не узнал, какие ещё хитрости она задумала.

Затем воспитатель просит детей раскрыть свои книжки-самоделки, рассмотреть в них свои картинки (золотой лес, зайчишки).

- Дети, в золотом лесу, который вы нарисовали в своих книжках, живут не только сказочные зайчики, но и герои других сказок. Давайте нарисуем, как на золотой полянке встретились две лисы - одна добрая из сказки Снегурушка и лиса, а другая хитрая - из сказки Лисичка-сестричка и серый волк. Постарайтесь нарисовать так, чтобы было понятно, какой характер у каждой лисы.

Дети выбирают художественные материалы по своему желанию (краски, карандаши, фломастеры) и начинают рисовать. Воспитатель напоминает, чтобы не забыли нарисовать золотую полянку, на которой встретились лисички, помогает словесными описаниями портретов, советами и косвенными вопросами. В конце занятия дети показывают друг другу книжки-самоделки.

После занятия. Дети рассматривают свои книжки-самоделки, сочиняют по ним сказки и дарят книжки малышам.

Чтение рассказа К.Д. Ушинского Лиса Патрикеевна.

У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое; ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек .

Ходит лиса тихонько, к земле пригибается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.

Роет норы, умница, глубокие: много входов в них и выходов, кладовые есть, есть и спаленки; мягкой травушкой полы выстланы.

Всем бы лисонька хороша была, хозяюшка, да разбойница лиса, постница: любит курочек, любит уточек, свернёт шею гусю жирному, не помилует и кролика.

Чтение отрывка из русской народной сказки Лиса и Заяц:

Жил-был на поле серенький Зайчик, да жила Лисичка-сестричка.

Вот как пошли заморозки, стал Зайка линять, а как пришла зима студёная, со вьюгой да со снежными сугробами, Зайка с холоду и вовсе побелел, и надумал он себе избу строить: натаскал лубочков и давай городить хижину.

Увидала это Лиска и говорит:

Ты, косенький , что это делаешь?

Видишь, от холоду избу строю. Вишь , какой догадливый, - подумала

Лиса, - давай-ка я построю избу - только уж не лубочный домок, а палаты, хрустальный дворец!

Вот и принялась она лёд таскать да избу класть.

Обе избы поспели разом, и зажили наши звери своими домами.

В самостоятельной художественной деятельности дети могут нарисовать или выполнить аппликацией из фактурной бумаги избушки для Зайки и Лиски (по мотивам прочитанной сказки).