ИЗО в детсаде     |     Осенний натюрморт

Силуэтная аппликация и декоративное рисования. Кошки на окошке

Задачи. Учить детей создавать сюжетную композицию, самостоятельно применяя освоенные приёмы вырезания ножницами: кошку - из бумаги, сложенной пополам, по нарисованному контуру; а занавески - по прямой, по косой или закругляя уголки; украшать занавески узором по своему замыслу, подбирать красивые цветосочетания. Познакомить с искусством силуэта. Формировать композиционные умения - размещать вырезанные элементы, в соответствии с сюжетом.

Предварительная работа. Создание основы для сюжетной композиции с небольшой группой детей. (Внимание: состав группы, занимающейся с воспитателем подготовкой будущей панорамы, желательно каждый раз менять). Основа композиции - это один или два листа бумаги большого формата, представляющие собой один или два дома без окошек.

Материалы, инструменты, оборудование. Бумажные квадраты разного цвета - окошки, бумажные квадраты меньшего размера для вырезания силуэтов кошек (чёрного, серого, коричневого, оранжевого и др. цвета), ножницы, клей, клеевые кисточки, фломастеры и цветные карандаши для свободного выбора материалов детьми; салфетки бумажные и матерчатые, коробочки для обрезков. Схема симметричного вырезания и варианты образов кошек. Варианты декора для занавесок (см . рис.)

Содержание занятия.

Воспитатель читает детям рассказ К.Д. Ушинского Васька:

Котичек-коток - серенький лобок. Ласков Вася, да хитёр, лапки бархатные, ноготок остёр. У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шёлковая. Напевает вместе с детьми строчки из песенки Серенькая кошечка (муз. В. Витлина, сл. Н. Найдёновой) и предлагает всем вместе создать красивую композицию Кошки на окошке. Показывает детям основу будущей композиции - один или два листа бумаги (большого формата)и ли части обоев, сообщает, что это дом (или два-три разных дома). Прикладывает к бумажной основе несколько квадратов разного цвета и поясняет, что это окошки, на которых будут сидеть кошки. Предлагает подумать, каким образом можно вырезать кошек. Выслушав и похвалив предложения детей, воспитатель показывает, как можно создать образ кошки из бумаги, сложенной пополам.

Я хочу вырезать рыженькую кошечку. Беру квадрат оранжевого цвета, складываю его пополам и от сгиба рисую половинку кошки: голова - полукруг, туловище - полуовал, дорисую на голове одно треугольное ушко (ведь я рисую половинку кошки). Вырезаю, раскрываю - вот и кошечка, которую можно назвать Лиска или Рыжулька . (Снова складывает силуэт пополам и прикрепляет на фланелеграф или на мольберт.) Если кто-то из вас думает, что это очень трудно, попробуйте голову кошки вырезать отдельно. Тогда вам нужно нарисовать на половинке квадрата только туловище. Моя рыжая кошечка будет сидеть на окошке голубого цвета. Это очень красиво. Для этого окошка я подготовила занавески. Помогите мне, пожалуйста, выбрать, какие лучше подойдут. (Воспитатель прикладывает разные по форме и декору (см. рис.) занавески. Дети высказывают своё мнение.)

Пожалуйста, выберите квадратики для своей кошки на окошке. Положите маленький квадратик на большой и проверьте, красиво ли сочетаются цвета (чёрный на жёлтом, розовом или голубом , рыжий на зелёном, голубом , салатном, серый - на розовом , синем, красном и пр.). Сначала вырежьте кошечку и приклейте её на окошко, а потом сделайте занавески - вырежьте и украсьте узором (фломастерами или карандашами) по своему желанию.

Дети выбирают материал и начинают вырезать. Воспитатель напоминает последовательность работы, просит показать, как дети нарисовали половинку кошки от линии сгиба. Предлагает ещё раз проверить, красиво ли сочетаются цвета окошка и кошки (дети могут выбрать другое окошко). Советует приклеивать занавески только в верхней части, чтобы они могли красиво развеваться и чтобы кошечка могла прятаться за ними.

В конце занятия дети переносят свои окошки с кошками на дом, передвигают в поисках наиболее удачного размещения и аккуратно приклеивают.

Лепка предметная из солёного или заварного теста