ИЗО в детсаде     |     Лепка коллективная. На арене цирка (дрессированные животные)

Весело качусь я под гору в сугроб...

Задачи. Учить передавать сюжет доступными графическими средствами. Показать средства изображения сюжетной (смысловой) связи между объектами: выделение главного и второстепенного, передача взаимодействия, изменение формы в связи с характером движения (руки подняты, согнуты, туловище наклонено и пр.). Расширить возможности применения техники обрывной аппликации. Развивать композиционные умения (рисовать по всему листу бумаги, проводя линию горизонта, передавать пропорциональные и пространственные отношения между объектами).

Предварительная работа. Наблюдение во время прогулки за играющими и гуляющими детьми. Беседа о зимних забавах, играх, спортивных занятиях. Рассматривание иллюстраций, составление описательных и повествовательных рассказов (из личного опыта, по серии сюжетных картин) на тему Зимние забавы, Что мы делали зимой. Чтение отрывка из рассказа К.Д. Ушинского Четыре желания.

Материалы, инструменты, оборудование. Бумага белого цвета или слаботонирован-ная (альбомный формат), цветные и простые карандаши, фломастеры; цветная бумага, клей или клеящие карандаши, салфетки матерчатые или бумажные, клеёнки.

Воспитатель готовит заранее варианты композиционных основ (фонов) для показа детям на занятии: на листы бумаги разного формата, размера и цвета наклеивает кусочки белой мягкой бумаги (обрывной техникой), изображая заснеженную землю, горку, каток и пр. (См . рисунок.)

Содержание занятия.

Воспитатель читает детям стихотворения А. Фета Мама! Глянь-ка из окошка...:

Мама! Глянь-ка из окошка -З нать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело -В идно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней -

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тароватый (т.е. щедрый)

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору: За салазки, да и в гору Весело бежать! Правда, мама? Не откажешь, И сама, наверно, скажешь: Ну, скорей гулять!

Затем педагог предлагает детям поиграть в снежки.

- Я буду бросать снежок (маленький мячик белого или голубого цвета или комок ваты). Тот, кто поймает снежок, называет одно зимнее занятие.

Дети вспоминают, что они делают зимой: катаются на санках, ледянках и снегокатах , на лыжах и коньках, бросают снежки, лепят из снега снеговиков и другие сооружения.

Воспитатель обобщает ответы детей и предлагает нарисовать картины о том, чем дети любят заниматься зимой.

- Рисовать мы будем цветными карандашами, пастельными мелками или фломастерами (если есть желание, можно и гуашевыми красками). Но сначала создадим основу (фон) для своих будущих картин.

Воспитатель показывает детям варианты композиционных решений фона. Дети сравнивают и описывают: на одной картине земля идёт ровно, на другой есть большая горка, на третьей сразу две горки -о дна повыше и расположена дальше, а другая ниже и находится ближе к нам (идут с одной и другой стороны листа). А есть картины с ледовым катком, и они тоже разные: на одной каток огромный - на весь лист, а на другой маленький.

Воспитатель предлагает детям определить, как сделаны на картине такие горки и лёд. Дети внимательно рассматривают и догадываются, что снег, горка и каток выполнены в технике обрывной аппликации. Большой лист белой (светло-голубой) бумаги разорвали ровно для первой картины, разорвали под углом для картин с горкой. А каток сделали по-разному. Для большого катка взяли большой лист белой бумаги, сложили пополам и внутри вырвали (выщипали) большой овал; приложили к листу голубого цвета, и дырка стала голубой. А как сделали маленький каток? I (Дети высказывают свои догадки.)

- А теперь поговорим о самом главном в наших картинах. Давайте придумаем, кто сюда прибежит? Может быть, два мальчика или три девочки-подружки, а может быть, целая группа детского сада. Картина у каждого из вас будет большая, на ней всем места хватит: кто-то может находиться далеко (верху листа), кто-то близко (внизу листа), а кто-то посередине. (Воспитатель сопровождает свое пояснение жестом руки по фону картины.)

Внимание: в старшей группе не ставится задача обучения детей передаче в рисунке перспективных изменений - т.е. увеличения или уменьшения размеров фигур в зависимости от глубины пространства.

Дети обдумывают свои замыслы, выбирают необходимые материалы и начинают создавать сюжетные картины. Воспитатель помогает конкретными советами, вопросами, пояснениями. В конце занятия устраивается экспресс-выставка Что мы делаем зимой.

После занятия. В свободное время дети составляют по своим картинам сюжетные рассказы. Воспитатель по вояможности записывает индивидуальные рассказы детей.