За порогом детской
С возрастом обогащаются знания ребенка об окружающем мире. Под руководством взрослых малыш знакомится с живой и неживой природой, с социальными явлениями. Пятилетнему ребенку обычно уже известна смена времен года. Пора познакомиться с каждым сезоном поподробнее. Зимой холодно. Но ведь бывают...  далее..
Больше, меньше, поровну
Обучение математике ребенка пяти лет - нелегкая задача, требующая от родителей специальной подготовки и большого внимания. Ведь от того, как заложены элементарные математические представления, в значительной мере зависит весь дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка...  далее..
Мы строим дом
Что мы построим сегодня? Дом! Дом мы строили вчера, давай сегодня построим что-нибудь другое. Ты сегодня видел на улице что-нибудь интересное? Мы с мамой смотрели, как асфальт делают. Каток по нему ездил, чтоб он ровный был. Юра продолжает увлеченно рассказывать о...  далее..
Пластилиновая груша
В лепке у пятилетних детей обычно проявляются те же тенденции, что и в рисовании. Появляется стремление к передаче мелких деталей, к жизнеподобию изображения. О положительных и отрицательных сторонах этой тенденции мы уже писали в предыдущей главе. Описали и позицию, которую должен занять взрослый,...  далее..
...Вот и вышел человечек
В ероятно, ваш ребенок уже умеет рисовать человека, дом, дерево, цветок, гриб, машину и множество других вещей так, что каждую из них вполне можно узнать. Правда, бывает, что чересчур строгие родители пожимают плечами: Человек у тебя совсем не похож. А как же ты догадался, что...  далее..
О чем рассказывает сказка
Ваш ребенок знает множество сказок, умеет отвечать на вопросы, может пересказать отдельные эпизоды или даже сюжет целиком. Пора ставитъ перед ним более сложные задачи. Одно из важных читательских умений - умение выделить в сюжете главное, несколькими словами передать содержание отдельной...  далее..
В мире вещей
В предыдущих частях эта глава была посвящена ознакомлению с внешними свойствами предметов (их цветом, формой, величиной), с пространственными отношениями. Об этом пойдет речь и сейчас. Но для пятилетних детей одних внешних свойств явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться...  далее..
Дочки-матери
Пятилетний возраст, по мнению психологов, - возраст расцвета сюжетно-ролевой игры. Дети начинают разыгрывать сложные сюжеты, внося в них разнообразное и развернутое содержание. Так что название дочки-матери мы оставляем чисто условно, для связи с предыдущими частями. Куда интереснее пятилетним дошкольникам...  далее..
Старший дошкольник
В этой части мы даем родителям советы о том, как обеспечить умственное развитие ребенка пяти лет. При этом мы пытаемся сохранить преемственность с предыдущими возрастами. Сохранены те же главы, что и в предыдущих частях, и соответственно мы продолжали ориентировать родителей на включение умственного...  далее..
За порогом детской
Собственный жизненный опыт маленького ребенка очень ограничен. Семья, квартира, двор, детский сад, дача -в от, пожалуй, и все, с чем он хорошо знаком. Но за всем этим стоит большой мир, в котором ребенку предстоит жить, когда он станет взрослым. Готовить его к жизни в этом большом и сложном мире...  далее..
Из чего строятся слова
Ребенка окружают люди, вещи, явления природы. Он наблюдает действия и состояния других, сам совершает различные поступки. И все это как-то называется, имеет свое имя. Мир людей, действий, предметов и мир человеческой речи пронизывают и часто заменяют друг друга: то, чего малыш не видит сам, он узнает...  далее..
Больше, меньше, поровну...
Вряд ли человек, проживший на свете целых четыре года, еще не знаком с числом. Вероятно, он уже знает, что такое один и много, а возможно, умеет и считать: один, два.., четыре, пять... семь. Теперь пора приобщить его к математике, хотя звучит это уж очень взросло и солидно. Утверждая это, мы имеем...  далее..
Мы строим дом
- Папа, давай строить! На этот призыв нельзя не откликнуться: конструирование из кубиков - наше общее увлечение. А что мы будем строить? Дом! Начинается строительство дома. Юра накладывает кирпичики один на другой, сверху сооружает крышу из треугольных призм и даже...  далее..
Пластилиновая груша
Л епка, как и рисование, - одно из любимых занятий малышей. Что составляет главную трудность рисования? Пожалуй, необходимость передачи формы объемного предмета на плоском листе. Тут этой трудности нет. Зато есть свои: лепка требует очень точного управления движениями. Сначала несколько...  далее..
...Вот и вышел человечек
К четырем годам ребенок, с которым занимались рисованием, уже умеет изображать самые различные объекты. Но постороннему зрителю узнать их нелегко. Что это - заячья голова с длинными ушами или дом с двумя трубами на крыше? А это что - солнышко с лучами или ежик с колючками? Все детали...  далее..
О чем рассказывает сказка
Жили-были на свете три поросенка... Вы прочли дочке или с сыну сказку С.Михалкова, показали картинки. Не спешите расставаться с серьезным Наф-Нафом и его легкомысленными братьями. Пусть теперь ребенок расскажет вам о них. Если просто попросить его пересказать сказку, то, скорее всего, вы услышите...  далее..
В мире вещей
Перейдем теперь к дидактическим (обучающим) играм, знакомящим ребенка со свойствами предметов - их цветом, формой, величиной - и с их расположением в пространстве. Описывая их, будем исходить из того, что ваш ребенок уже научился всему, что мы рекомендовали для трехлеток. Он знает...  далее..
Дочки-матери
Если вы читали предыдущую часть, то уже знаете, что игра имеет самое важное значение для умственного (да и не только умственного) развития ребенка. Вместе с тем ребенок охотнее всего принимает и выполняет любые виды ланий, если они даются ему в игровой форме. Но чтобы игра полностью выполнила свою...  далее..
По ступеням детства
Э та вторая часть в ряду задуманной нами библиотечки, цель которой - дать родителям советы и некоторые конкретные методы, направленные на руководство умственным развитием ребенка. Деление книжки на три части соответствует годам жизни, которые проходят от вступления ребенка в дошкольный...  далее..
Так мы играем
В предыдущих главах разные виды занятий рассматривались порознь. Отдельно описывалась сюжетно-ролевая игра, отдельно — дидактическая, изолированно выступали занятия по рисованию, конструированию, аппликации. Такие занятия вполне возможны, они оказывают большое развивающее влияние на ребенка. Но все...  далее..