Чем занять детей     |     В мире вещей

Дочки-матери

Если вы читали предыдущую часть, то уже знаете, что игра имеет самое важное значение для умственного (да и не только умственного) развития ребенка. Вместе с тем ребенок охотнее всего принимает и выполняет любые виды ланий, если они даются ему в игровой форме. Но чтобы игра полностью выполнила свою важную роль в воспитании дошкольника, нужно уметь ее поддерживать, сделать как можно богаче и интереснее. Как родители могут помочь в этом ребенку?

Попробуем дать некоторые советы, придерживаясь тех доставляющих игры, о которых говорилось в предыдущей части. Помните? Сюжет, содержание, роли, игровые действия, игровой материал... Раньше всего о сюжетах. Дочки-матери, водители, летчики, детский сад, больница. Эти сюжеты мы называли в разговоре о трехлетках. Конечно, они только примерные и наиболее типичные. Это то, что дети видят вокруг себя, о чем им часто рассказывают и читают взрослые. Во все это можно играть и в три, и в четыре, и в пять лет. Но важно, чтобы круг сюжетов постепенно расширялся, включая в себя все новые и новые стороны окружающей жизни.

Вот вы идете с сыном гулять и останавливаетесь у забора, за которым идет стройка нового дома. Виден башенный кран, переносящий панели, рабочие, устанавливающие их на места. В ворота въезжают груженые самосвалы. Мальчику, конечно, все это интересно.

Воспользуйтесь случаем, расскажите ему, как рождается и вдет стройка, какие работники в ней участвуют, как люди ждут новых квартир и радуются, въезжая в них. А потом, дома, затейте игры в строительство дома, в новоселье.

А вот другой повод для расширения сюжетов игр. Возвращаясь с дочкой домой, вы остановились у почтового ящика, вынули газеты и письмо. Откуда они пришли, как попали в ящик? После рассказа об этом можно начинать игры в типографию, в почту.

Богатый материал для игр могут дать праздники - и те детские, на которых побывал сам ребенок, и взрослые, которые он видел по телевизору.

Можно начинать в этом возрасте использовать для игр и сюжеты знакомых ребенку любимых им сказок. Только не стоит путать свободную игру с драматизацией, подобной театральному представлению. Учить ребенка запоминать и воспроизводить услышанное лучше не в свободной игре, а в тех видах занятий с ним, которые специально посвящены сказке и о которых речь будет идти позже. А в игре, скорее, наоборот, целесообразно поощрять собственную фантазию ребенка, любые придуманные им новые ходы, варианты сюжета. Не обязательно, например, чтобы волк съел бабушку и Красную Шапочку. Гораздо интереснее, если девочка разгадает его коварный замысел и вместо бабушки в избушке его будет ждать охотник с ружьем.

Но дело, конечно, не только в подсказывании ребенку новых сюжетов для игр. Еще важнее, чтобы родители помогали усложнять и разнообразить их содержание - разыгрывать каждый сюжет более полно и развернуто. Общее направление в развитии содержания детских игр - постепенный перевод детей от воспроизведения отдельных действий изображаемых в игре персонажей к воспроизведению взаимоотношений между ними.

Что это значит?

Вот больной (мама) приходит к доктору (дочке). - Доктор, я что-то плохо себя чувствую. Наверное, простудилась. Измерьте мне, пожалуйста, температуру.

Доктор берет игрушечный термометр (из набора Доктор Айболит) или просто палочку, встряхивает, ставит под мышку больному. Потом вынимает, смотрит. Да, у вас температура. Надо выпить лекарство. Дальше разворачивается ситуация лечения - достается бутылочка с лекарством, из нее воображаемая жидкость наливается в ложечку, которая подносится ко рту больного. Больной пьет, благодарит и уходит.

Это - пример примитивного содержания игры, где главное внимание уделено изображению отдельных действий врача - он измеряет температуру, дает больному лекарство. Но в доктора можно играть и по-другому. Начало игры - такое же. Однако после осмотра больной отказывается пить лекарство: Ой, я не хочу пить это лекар-во . Оно, наверное, горькое. И доктору приходится уговаривать неразумного больного, доказывать, что выпить лекарство необходимо, иначе болезнь затянется (не беда, что мама при этом выступает в роли капризного пациента - дети прекрасно понимают шуточный характер подобных ситуаций). Затем больной просит совета относительно режима. Но лежать в постели он опять-таки отказывается. И доктору приходится снова успокаивать, объяснять, уговаривать, а может быть, и строго отчитывать больного. В этом варианте игры главное - уже не внешние действия врача, а его взаимоотношения с больными. Он - знающий и авторитетный специалист, который отвечает за здоровье своих пациентов.

Серьезного обогащения содержания игр ребенка трудно добиться, если в них будут постоянно исполняться только две роли (врач и больной, шофер и пассажир, капитан и матрос и т.п.). Уже в трехлетнем возрасте мы советовали приучать детей к исполнению разных ролей в одной и той же (по сюжету) игре. Теперь задача усложняется: для того чтобы передавать взаимоотношения людей в общем деле, вносить в игру по-настоящему серьезное содержание, необходимо одновременное участие нескольких персонажей. Конечно, очень хорошо, если условия позволяют вовлечь в игру сверстников вашего ребенка. Об этом мы поговорим особо. Ну а что, если это невозможно? Выход в том, чтобы постепенно приучать ребенка самого исполнять несколько ролей, последовательно менять их по ходу игры.

Начните брать на себя несколько ролей сами, и ребенок будет вам подражать (на первых порах с небольшой подсказкой).

Давай играть в пароход. Ты будешь капитан, а я -м атрос. Товарищ капитан, нам, кажется, пора отплывать? Командуйте.

А теперь я - пассажир. Товарищ капитан, скажите, пожалуйста, когда мы приплывем в Москву? Вы знаете, меня сильно укачало, я очень плохо себя чувствую. У вас на пароходе нет доктора?

А теперь я - доктор. Товарищ капитан, мне сказали, что на пароходе есть больной пассажир. Где он?

В смене ролей могут помочь атрибуты, символизирующие исполняемую роль, - бескозырка для матроса, сумка с красным крестом для доктора и т.п.

Другой прием, помогающий развитию содержания игры, - введение в нее новых ситуаций.

- Товарищ капитан, - докладывает радист. - Я принял сигнал бедствия. Недалеко от нас находится судно, на котором возник пожар. Оно просит помощи...

Здесь возможны и шторм, и посадка на мель, и многое другое.

По мере развития игры, расширения ее содержания игровые действия изменяются. Вы могли заметить по приведенным выше примерам, что передача взаимоотношений между людьми происходит в игре главным образом при помощи словесного сообщения персонажей. Иными словами, игровые действия все больше приобретают словесный характер. Это не значит, что передача внешних действий должна вовсе исчезнуть. Они только становятся более лаконичными, как бы эскизными. Так, обед может изображаться двумя-тремя взмахами руки по направлению ко рту и словами: Уже поели.

Развитие игры требует определенных изменений в игровом материале. Прежде всего, это введение атрибутов, о которых шла речь выше. Они вовсе не должны копировать настоящие вещи. Это - только знак посвящения в роль, ее символ. Поэтому чем проще, тем лучше. Для того чтобы стать Красной Шапочкой, достаточно красного лоскутка, повязанного вокруг головы, серый волк может быть с успехом обозначен ушами на бумажном ободке, бабушка -м отком ниток и т.п.

Что касается игрушек и неоформленного материала, при помощи которого замещаются нужные для игры предметы, то, как и для детей трехлетнего возраста, игрушки следует подбирать по признаку функциональности -в озможности выполнять с ними разнообразные действия, а один и тот же неоформленный материал (кубики, палочки и др.) учить использовать как можно шире и разнообразнее. Новым в этом отношении является то, что четырехлетний ребенок может значительно больше, чем трехлетка, сделать самостоятельно (или с небольшой помощью взрослого). Так, две скрепленные между собой планки из пластмассового конструктора могут использоваться как подъемный кран, пистолет, трубка, свернутая из картона, может служить подзорной трубой. Изготовление и использование в игре простейших самоделок заслуживают всяческого поощрения.

Еще одно серьезное изменение в руководстве детской игрой, имеющее большое значение для умственного развития, состоит в обучении ребенка элементам планирования будущей игры.

Если применительно к руководству игрой в трехлетнем возрасте мы рекомендовали взрослым включаться по возможности в уже начатую игру или затевать игру, уже войдя в определенную роль, то теперь становится возможным начать договариваться об игре заранее - решать вместе с ребенком, во что играть, какие будут роли, как будет развертываться игра, какие предметы для нее понадобятся. При этом, однако, возникает опасность засушить игру чрезмерной регламентацией, подменить фантазию ребенка собственной фантазией. Чтобы этого не произошло, нужно помнить, что ребенку в четыре года недоступно детальное планирование будущих действий, и речь может идти лишь о самом общем первоначальном замысле игры, который будет многократно видоизменяться и дополняться в самом ее ходе. Кроме того, задача взрослого состоит в том, чтобы поставить соответствующие вопросы и побудить к ответу на них самого ребенка, а не в том, чтобы составить план игры за него.

В планировании игры с несколькими ролями важное место занимает установление субординации этих ролей, отражаемой в них системы ответственности и подчинения. И каждой игре (или в каждый отдельный период игры) одна из ролей выступает как главная, другие роли являются второстепенными. Очень полезно научить ребенка ориентироваться в субординации ролей, определять главные и второстепенные роли. А это не так-то просто, во-первых, потому, что субординация может быть весьма сложной, включать в себя роли нескольких уровней подчинения, да еще идущего по разным параметрам (напомним пример, приводившийся в нашей предыдущей книжке: врач -м едсестра - больные дети - их родители); во-вторых, потому, что главенство ролей далеко не всегда определяется формальным подчинением. Скажем, когда дети играют в магазин, главная роль - продавец. Но это не значит, что покупатели подчинены продавцу. Важно здесь другое -о н выполняет основную функцию, и на нем лежит ответственность за дело.

Чтобы познакомить ребенка с распределением функций между людьми в разных видах деятельности, которое воспроизводится при распределении ролей в игре, могут быть применены некоторые простейшие виды наглядных пространственных моделей (схем).

В своем первоначальном виде такие схемки представляют собой два кружка, начерченных на листке бумаги. В одной модели кружки равные, в другой - различающиеся по величине.

Кроме таких схемок , вам понадобятся маленькие картинки с изображением людей - мужчин, женщин, мальчиков, девочек и короткие рассказы, в каждом из которых говорится о двух персонажах, занятых общим делом. Рассказы могут быть, например, такими:

В средней группе детского сада работают две воспитательницы - Надежда Ивановна и Лидия Петровна. Они гуляют с детьми, организуют игры, рассказывают сказки. Надежда Ивановна и Лидия Петровна часто советуются друг с другом, вместе придумывают, как провести с детьми интересное занятие, какую книжку им прочитать.

С Надеждой Ивановной в группе работает няня Татьяна Васильевна. Она приносит завтрак и обед, убирает комнаты и помогает Надежде Ивановне кормить детей, одевать их на прогулку. Когда Надежду Ивановну зовут к телефону, она поручает Татьяне Васильевне присмотреть за детьми, поглядеть, чтобы они не слишком шалили.

Объясните ребенку, что во многих случаях, когда люди вместе что-то делают, один из них отвечает за дело, бывает главным. В других случаях все участвуют в общем деле наравне. Скажите ему, что будете загадывать загадки -р ассказывать о разных людях, которые вместе чем-нибудь занимаются, а он должен догадаться, есть ли среди них кто-нибудь главный.

Дальше занятие идет так. Вы рассказываете один из рассказов и просите ребенка отобрать две картинки, изображающие персонажей, о которых шла речь (в данном случае два изображения женщины). Затем вместе с ребенком выясняете, одинаковую ли работу они выполняли или

одна была главной. Изображения двух равнозначных персонажей кладутся в кружки равной величины. В случае же неравнозначности (воспитательница и няня) изображение ведущего персонажа помещается в больший кружок, а другого персонажа - в меньший.

После двух-трех подобных занятий картинки больше не будут нужны. Ребенок научится, выслушав очередной рассказ, подбирать самостоятельно подходящую к нему хему из двух кружков. Затем можно переходить краскам с тремя персонажами. Их соотношение выражается соответственно схемами с тремя кружками.

Большего количества персонажей для детей этого возраста вводить не стоит.

Кроме подбора схемок , отражающих взаимоотношения персонажей рассказов, можно давать детям и другое задание, побуждающее их к осмысливанию схематического

изображения.

Покажите ребенку одну из уже знакомых ему схем, назовите одного или двух персонажей, и пусть он сам догадается, кто должен быть третьим:

- Смотри! Самый большой кружок - это доктор, самый маленький - это больной ребенок. А средний кто?

- Первый кружок - мама, последний - сыночек. А второй кто?

Если первые занятия будут выступать в форме загадывания загадок, то на следующих необходимо объединять разбор придуманных вами или подобранных в книжках рассказов и изображение соподчинения их персонажей при помощи схемок с последующей игрой. Вот пример такого объединения.

- Сегодня я загадаю тебе загадку про маму, у которой был сын-школьник и маленькая дочка, которая ходила в детский сад. Мальчика звали Илюша, а девочку - Женя.

Как-то вечером Илюша подошел к маме и спросил: Можно, я пойду гулять? Я уже сделал уроки. Нет, -с казала мама, - сегодня папа на собрании, он приедет поздно, и мне нужно шить Жене костюм к празднику. Займись, пожалуйста, Женей, поиграй с ней. Хорошо, -о тветил Илюша, - Женя, неси сюда конструктор. Мы будем строить подъемный кран.

- Как ты думаешь, какая картинка подходит к рассказу про маму , Илюшу и Женю? Правильно. Мама в семье - главная. Она заботится обо всех, следит за тем, чтобы у детей было все, что им нужно, объясняет то, что им непонятно; Илюша - уже большой мальчик. Он, конечно, слушается маму, но и сам заботится о младшей сестренке. А Женя пока еще маленькая. Она знает гораздо меньше, чем мама и Илюша, и любит, когда они ей читают или играют с ней.

- Давай теперь поиграем в маму, Илюшу и Женю. Ты кем будешь? Мамой? Хорошо. Я буду Илюшей, а Женей у нас будет кукла Наташа. Сейчас ты как будто привела ее из детского сада. Мама! Нам сегодня очень трудную задачку задали. Я никак не могу ее решить. Помоги мне, пожалуйста!

Постепенно приучая ребенка к планированию взаимоотношений между персонажами игры, ни в косм случае нельзя стремиться к тому, чтобы наперед планировать весь ход игры, превращать ее в разыгрывание готовых сюжетов. Они могут служить только исходным пунктом. Кроме того, необходимо всегда подчеркивать, что главная роль определяется самой высокой ответственностью за общее дело, а вовсе не правом командовать, распоряжаться.

В нашем примере главную роль - мамы - вы отдали ребенку. Но не делайте этого постоянно. Нужно, чтобы ребенок учился выполнять не только главные, но и второстепенные роли, проявлять в них фантазию, инициативу. По этому поводу вспоминается случай в детском саду, когда дети средней группы затеяли игру в больницу, и один из самых инициативных мальчиков - Денис - сам выбрал себе роль больного. В этой роли он фактически вел всю игру, беспрерывно придумывал, что у него болит, к какому врачу ему нужно пойти, какие сделать медицинские процедуры.