Чем занять детей     |     Больше, меньше, поровну...

Мы строим дом

- Папа, давай строить!

На этот призыв нельзя не откликнуться: конструирование из кубиков - наше общее увлечение.

А что мы будем строить?

Дом!

Начинается строительство дома. Юра накладывает кирпичики один на другой, сверху сооружает крышу из треугольных призм и даже ухитряется пристроить где-то сбоку трубу.

До сих пор мы строили только дома такого типа. Но сегодня у нас начнется новый этап: постройка полноценного жилища для куклы.

- Как же Дюймовочка войдет в этот дом? - спрашиваю я, ставя рядом с Юриным сооружением куколку.

Юра в растерянности. Я предлагаю ему оглядеться вокруг.

Посмотри, мы живем в доме. А что вокруг нас? - И я указываю на стену.

Окно.

Так. А в чем это окно?

Оно на стене.

Правильно. Всюду вокруг нас - стены. А в стенах -о кна, чтобы мы могли смотреть на улицу, и двери, чтобы мы могли выходить и заходить. Давай сделаем так, чтобы и вокруг Дюймовочки были стены, а сама она пусть живет внутри домика.

Предшествующее здание разбирается, и начинается сооружение стен вокруг куклы. Вот построены все четыре стены, но они чересчур широко расставлены: когда Юра, начав возводить перекрытие, пытается пристроить сверху кирпичик, тот проваливается в комнату.

- Не помещается,- жалуется Юра, снова начиная возиться с перекрытием.

Я чуть-чуть придвигаю одну стену к другой. Поняв подсказку, Юра сдвигает кирпичики так близко, что они начинают касаться Дюймовочки . Снова попытка построить потолок - и снова неудача. Первый кирпичик теперь ложится хорошо, но второму мешает выступающая над стенами голова куклы. Тогда Юра укладывает куклу горизонтально. Я пытаюсь внушить ему, что Дюймовочке неудобно все время лежать, что она хочет иметь такой же дом, как у нас, где можно стоять.

- Пускай спит, - категорически отвечает Юра. Спорить с ним бессмысленно. Ладно, для первого раза

хорош и такой результат: Юра благополучно завершил строительство дома для спящей Дюймовочки и водрузил на крыше неизбежную трубу.

В следующий раз мы заранее договариваемся, что будет строиться настоящий дом, в котором можно стоять, из которого можно выходить, когда захочется, а потом заходить обратно.

Сама задача сделать достаточно высокие стены для Юры не представляет особого труда: он уже не раз решал подобную задачу, строя ворота и мосты. В предыдущем случае он не пожелал этим заняться просто потому, что его внимание было направлено на другое. Теперь он охотно делает Дюймовочке удобный домик. Вот только как быть с дверью?

Приходится ему помочь. Я осторожно выдвигаю вперед один из кирпичиков: это и будет дверь. Дверь открывается -Д юймовочка выходит из домика (во время строительства она находилась внутри). Юра закрывает за Дюймовочкой дверь, но тут же опять открывает ее и снова заводит куклу в дом:

- Опять зашла.

Ясно, что Дюймовочка еще долго будет ходить туда-сюда.

Следующая наша постройка того же типа - это гараж для машины. Теперь уже Юра все делает сам. Главное его достижение - это сооружение ворот, достаточно широких для машины.

Теперь, когда ребенок научился создавать замкнутое пространство, ограниченное сбоку стенами, а сверху потолком, ему нетрудно будет построить шкаф для кукольной одежды, грузовик с кабиной, в которую можно посадить шофера, и многое другое.

Повышение сложности предлагаемых ребенку конструкций - не единственная и не основная линия, по которой можно двигаться, развивая конструктивную деятельность детей. В предыдущей части мы описывали различные виды образцов, с помощью которых можно ставить задачу на воспроизведение того или иного сооружения. Обучение ребенка использованию новых типов образцов -в ажнейшее направление в развитии его образного мышления.

Для трехлетних детей мы рекомендовали использовать объемные образцы, расчлененные и нерасчлененные чертежи, схематические образцы. Объемный образец - это заранее сделанная взрослым конструкция, которую ребенку предлагается воспроизвести. На расчлененном чертеже видно, из каких деталей состоит конструкция, на нсрасч-лененном показана лишь ее общая конфигурация. Чертежи могут изображать вид постройки сверху (план) или сбоку. Они могут быть выполнены в натуральную величину или в уменьшенном масштабе. Схематический образец не отражает точного вида конструкции, а лишь задает ее основные особенности. На рисунке представлены объемный образец, расчлененный и нерасчлененный планы, расчлененный и нерасчлененный вид сбоку и схематический образец одной и той же конструкции.

Еще один вид образца - рисунок, изображающий требуемый объект в его реальном виде, который невозможно точно воспроизвести из строительного материала. Например, рисунок грузовика.

Пусть ребенок сам догадается, как сделать похожий грузовик. В случае затруднений взрослый может ему немного подсказать. Если в строительный материал входят цилиндры, то колеса можно будет сделать из них. Если их нет, то колеса придется изображать кубиками. Сделать скругленную кабину, по-видимому, не удастся - ее придется делать прямоугольной. В итоге получится что-то такого типа.

Рисуя предмет, который ребенок должен сконструировать, надо делать его не слишком сложным и, главное, четко показать на рисунке, из каких основных частей он состоит.

Конструирование по образцам не должно вытеснять других видов работы со строительным материалом, оии-анных в нашей предыдущей части. Иногда надо предлагать ребенку строить объект по заданным условиям. Вот

две машины. Одна из них - длинный и низкий гоночный автомобиль, другая - довольно короткий, но высокий ав-окран . Для машин нужны гаражи. Не стоит давать ребенку никаких образцов. Пусть он сам сообразит, какими должны быть пропорции гаражей, попробует поставить каждую машину в свой гараж. Если машина не влезает, п yc ть сам внесет в постройку необходимые исправления.

Условия могут относиться не только к размерам соору-кения , но и к его пространственному расположению.

Я ставлю перед Юрой две маленькие матрешки.

- Построй для них дома так, чтобы они видели друг фуга из окошек и могли поговорить.

Делать окошки Юра уже умеет. Но ваг догадаться, что они

должны оказаться одно напротив другого, труднее. Юра строит дома так, что оба они оказываются обращены окнами к нам.

- Нет, так матрешки не увидят друг друга, - говорю я. - Ну-ка посмотри, с какой стороны можно заглянуть в это окошко. - Я указываю на левый домик.

Юра нагибается и заглядывает в окно.

Видишь матрешку?

Да.

- А другая матрешка ее не видит - она ведь стоит не тут. Юра вытаскивает вторую матрешку из ее домика и ставит перед окном - туда, где только что сидел сам.

- О, теперь они друг друга видят. Но только эта матрешка осталась без домика.

Приходится разобрать домик второй матрешки и строить его на новом месте. Да, над этой задачей пришлось потрудиться. Но зато теперь матрешки могут, сколько захотят, смотреть друг на друга, сидя в своих домиках.

Можно задавать условия, требующие построения сразу многих предметов. Вот, например, мы с Ирой решили обставить мебельную кукольную комнату. Разумеется, все предметы должны быть соответствующей величины.

Чем старше ребенок, тем большую пользу для его развития приносит конструирование по собственному замыслу. Но чтобы оно не превратилось в бессмьк ленное манипулирование строительными деталями., нужно предварительно обсуждать замысел хотя бы в самой общей форме. - Что будешь строить?

Дом.

Для кого

Для этого зайчика.

Правильно, зайчику нужен дом.

Четырехлетнему ребенку можно предлагать для конструирования не только строительный материал, но и простейшие конструкторы. Конструкторы отличаются от строителей тем, что отдельные элементы не просто приставляются друг к другу или накладываются один на другой, а скрепляются тем или иным способом. Очень хороши конструкторы, состоящие из кирпичиков с шипами, обеспечивающими их соединение.

Из таких кирпичиков можно конструировать различные дома: сели к набору прилагаются колеса, то есть возможность делать машины. Такую машину можно катать по полу, не опасаясь, что она развалится.

В последние годы выпускаются различные конструкторы, предназначенные для создания беспредметных объемных композиций орнаментального типа. Работа с ними развивает чувство формы, способствует повышению точности движений, позволяет ребенку овладеть разными способами скрепления деталей.

Очень хороши сборно-разборные модели машин. Некоторые из них состоят из блоков, скрепляющихся с помощью шипов. Другие собраны на пластмассовых болтах и гайках, при завинчивании и отвинчивании которых ребенка можно учить пользоваться гаечным ключом. Собирание таких моделей полезно и для развития пространственных представлений, и для совершенствования движений, особенно когда при сборке используется гаечный ключ или другие инструменты.

Полезным и привлекательным занятием для четырехлетнего ребенка может стать и конструирование из бумаги. Оно дает дополнительные возможности для закрепления представлений об основных формах (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг), об измерениях величины (длинный, короткий, широкий, узкий), подводит к делению целого на равные части (которое станет важной стороной развития математических представлений, когда малышу исполнится пять). Но главное, обучаясь конструированию из бумаги, ребенок приобретает способность видеть в плоскостной выкройке будущий объемный предмет, соотносить их между собой, представлять себе, рассматривая выкройку, процесс создания конструкции. Иначе говоря, выкройка выступает в качестве модели процесса.

А использование моделей, как мы уж много раз говорили, - важное средство умственного развития ребенка.

Все это необходимо помнить, приступая к обучению малыша конструированию из бумаги, и ни в коем случае не превращать его в простое натаскивание, когда ребенок по подражанию выполняет малопонятные ему операции с бумагой (сгибает, склеивает) и каким-то неведомым путем, как по волшебству, получает готовый предмет.

Начинать обучение следует с простейших поделок, основанных на сгибание листа бумаги пополам. Бумага должна быть достаточно плотной. Лучше всего использовать листы из альбома для рисования. Кроме того, понадобится цветная бумага.

Первая поделка - гараж. Для нес понадобятся листок плотной бумаги размером примерно 0,5 альбомного листа и полоска цветной бумаги шириной 7-8 см, длиной на 1 см превышающей ширину первого листа.

Найдите среди игрушек маленькую машину высотой не более 3-4 см и длиной не более 6-7 см. Предложите ребенку вместе с вами построить для нее гараж. Покажите ребенку, что листок бумаги нужно положить узкой стороной к себе и сложить сверху вниз точно пополам так, чтобы уголки совпали. После этого, если края листка раздвинуть, он будет стоять. Это - стенки гаража. Для этого ее тоже нужно сложить пополам, повернув к себе широкой стороной. Крыша надевается сверху на стенки, и гараж готов. В него может въезжать машина. Но чтобы он был прочнее, лучше крышу приклеить. Не торопитесь, однако, делать это. Разверните и разгладьте листок и полоску-крышу. Пусть теперь ребенок повторяет все действия сам, используя линии сгибов, которые, конечно, останутся видны. А потом пусть он сам наклеит крышу и поиграет с машиной.

По типу гаража можно сделать несколько разных поделок, если наклеивать на основание (согнутый пополам листок) дополнительные детали из цветной бумаги. Так, домик для куклы будет отличаться от гаража наличием дверей и окон:

Теперь уже все необходимые действия (складывание, наклеивание) ребенок будет выполнять самостоятельно. Ваша роль сведется к подготовке полоски цветной бумаги, от которой ребенок опять-таки самостоятельно отрежет (по вашему совету) квадратики для окон и прямоугольник для двери. Пусть учится пользоваться ножницами, но с закругленными концами.

Дальнейшее зависит от вашей собственной фантазии. Дадим только еще один образец - автобус:

Следующий тип объектов требует деления прямоугольного листа бумаги на четыре равные части. Узкий и длинный лист (например 4 x 1 8 см) складывается пополам и еще раз пополам. Используя образовавшиеся при этом линии сгибов, вы показываете ребенку, как складывается и склеивается трехсторонний фонарик. При этом четвертая сторона целиком наклеивается на первую. К фонарику подклеивается нитка (длиной 15 см), и его можно вешать на елку или на нитку, протянутую по комнате. Если сделать несколько фонариков и по-разному их раскрасить, получится очень красиво.

Но вот приклеивать украшения из цветной бумаги (кружки, квадратики, звездочки и т.п.) на готовый фонарик не слишком удобно. Куда удобнее украсить фонарики до их склеивания. А для этого следует, наметив линии сгиба, расправить листок на столе и сообразить, какие стороны после складывания будут видны, а какая спрячется. Не забудьте заодно обратить внимание ребенка на то, что у фонарика три стороны, и если смотреть на него сверху или снизу, то виден треугольник.

Чуть-чуть сложнее сделать четырехсторонний фонарик: если сложить листок так же, как для трехстороннего, то не останется бумаги для склеивания. Выход из положения прост: нужно отогнуть узкую полоску. Она-то потом и будет использована для склеивания.

У таких фонариков четыре стороны, сверху и снизу виден квадрат.

Последняя (и уже весьма сложная) поделка - коробочка (она же корзиночка, телевизор и многое другое). Нужен квадратный лист бумаги. Он складывается пополам и еще раз пополам в одном направлении, затем точно так же Другом направлении. На разложенном листе получается 16 маленьких квадратиков. Но это слишком много. Нужно только 9, а лишние придется отрезать:

Конечно, ребенок при этом вовсе не должен пересчитывать квадратики. Ему следует показать, что у коробочки есть дно и с каждой стороны - стенка (всего четыре стенки), что же касается угловых квадратиков, то они по -


надобятся для склеивания. Конечно, можно было бы и сразу сложить листок так, чтобы получилось не по четыре, а по три квадратика в длину и в ширину, но это гораздо труднее. Удобнее складывать каждый раз пополам. Сложить из заготовки и склеить коробочку - задача, требующая довольно тонких технических умений, и на первых порах ребенок будет нуждаться в серьезной помощи. Заготовка переворачивается и складывается пополам сначала по одной диагонали, потом по другой:

Перевернуть ее важно так, чтобы диагональные линии сгиба выступали в противоположную сторону по сравнению с вертикальными и горизонтальными. Затем заготовка снова переворачивается. Боковые стороны поднимаются последовательно одна за другой. Каждый из согнутых по диагонали угловых квадратиков образует два треугольника, которые склеиваются между собой и вместе приклеиваются изнутри к находящейся справа боковой стороне коробочки. Другой вариант - два сложенных угловых квадратика приклеиваются к одной и той же стороне, а два других - к противоположной.

Превращение коробочки в какой-либо предмет производится при помощи наклеивания дополнительных деталей.


Когда ребенок научится достаточно успешно делать коробочки, приучайте его к тому, чтобы он заранее, по выкройке определял стороны будущей коробочки и наклеивал на них дополнительные детали и украшения.

Накопленного ребенком опыта будет достаточно, чтобы, комбинируя знакомые формы (или несколько видоизменяя их), изготовлять новые предметы.

Домик (теперь куда более настоящий!)

Стол и стулья (ножки вырезаются после высыхания коробочек). Крышка стола и спинка стула наклеиваются дополнительно. Фургон.

Дальше - думайте сами. Не сомневаемся, что вам удастся придумать немало интересных комбинаций.