Чем занять детей     |     ...Вот и вышел человечек

О чем рассказывает сказка

Жили-были на свете три поросенка... Вы прочли дочке или с сыну сказку С.Михалкова, показали картинки. Не спешите расставаться с серьезным Наф-Нафом и его легкомысленными братьями. Пусть теперь ребенок расскажет вам о них. Если просто попросить его пересказать сказку, то, скорее всего, вы услышите что-то вроде: Поросята построили домик, а яблоко - бух! И упало в трубу. Это вовсе не значит, что сказка осталась совершенно непонятной или сразу же забылась. Чтобы пересказать сюжет, недостаточно понять и запомнить его. Нужно еще суметь правильно построить предложения, нужно сообразить, что слова яблоко - бух! и яблоко упало и ударило волка значат не одно и то же (ведь сам ребенок знает, что он имеет в виду злоключения волка; да и взрослый это знает - так почему не ограничиться простейшим напоминанием?). Пересказ - это особое действие со своими "правилами игры": взрослый делает вид, что сюжет ему неизвестен, и ребенок должен эту условность принять. Учить пересказу нужно постепенно. Один из путей описан в первой части - это пересказ с опорой на иллюстрации или схематические рисунки, сделанные взрослым. Другой путь

начинается с ответов на вопросы взрослого.

Как звали поросят?, Кто из братьев сказал, что пора строить дом?, Что делали Ниф-Ниф и Нуф-Нуф , пока Наф-Наф строил дом?, Почему Ниф-Ниф и Нуф-Нуф тоже решили построить себе дома?, Из чего построил себе домик Ниф-Ниф ?, Из чего построил дом Нуф-Нуф ? Постепенно из ответов на такие вопросы сложится сюжет сказки. Если ребенок кое-что подзабыл и затрудняется ответить на вопрос, надо напомнить ему соответствующий кусок (лучше всего прочесть его повторно) и снова задать тот же вопрос.

Надо следить, чтобы при ответах на вопросы речь ребенка была правильной, грамотной, сразу же исправлять ошибки. Умение понятно, связно и грамотно изложить мысль впоследствии окажется очень полезным вашему ребенку, а учить этому следует с детства.

Когда на все вопросы даны правильные ответы, можно переходить к следующему этапу.

Расскажи, как поросята провели лето, Теперь расскажи, как они стали строить домики, Расскажи, как Ниф-Ниф и Нуф-Нуф встретили волка... Тут же от ребенка требуется пересказ, но не целого произведения, а отдельного эпизода. За соблюдением последовательности эпизодов следит взрослый, он же выделяет существенные эпизоды, о которых следует рассказать, и опускает менее важные, не имеющие особого значения для развития сюжета.

С чего начинается сказка?, О чем_ рассказывается потом?, Чем кончается сказка? При таких вопросах помощь взрослого минимальна. И все-тами она есть: взрослый подсказал, что начать надо сначала, потом рассказать середину, а потом - конец. Этот путь для ребенка совсем не самоочевиден. Скажем, нередко дети начинают с самого, по их мнению, интересного (хотя это может быть совершенно непонятный без предыдущего кусок из середины сказки).

Но вот все промежуточные этапы пройдены (не забывайте на каждом из них следить за правильностью речи ребенка!) - теперь можно попросить рассказать сказку целиком. Нельзя сказать заранее, сколько занятий потребует каждый этап. Это зависит от уровня развития ребенка, от его настроения, от длины и сложности выбранной сказки (разумеется, Три поросенка взяты только для примера - такую же работу можно проводить с любой другой сказкой).

Можно параллельно изучать несколько сказок: одну из них ребенок уже умеет (или учится) пересказывать целиком, другую может пересказать только по отдельным эпизодам, называемым взрослым, по третьей пока еще отвечает на конкретные вопросы. Тогда сказки не наскучат ребенку, он будет слушать каждую с большим интересом. Впрочем, некоторые дети, наоборот, требуют, чтобы им постоянно читали одну и ту же книжку - в этом тоже нет ничего плохого.

Каждый из описанных нами этапов ценен не только как необходимая основа для следующего, но и сам по себе. Если родители чересчур увлекаются полным пересказом, то нередко ребенок оказывается неспособным описать отдельное событие (как говорят, умеет танцевать только от печки), правильно ответить на вопросы.

В предыдущей части был описан еще один вид занятий, помогающих ребенку понять смысл литературного произведения, выделить основные действия персонажей. Это разыгрывание сказки с заместителями. Например, разыгрывая сказку Теремок, можно изобразить всех животных бумажными кружочками, различающимися по цвету и величине (мышка и волк - серые кружки, но мышка совсем маленький, волк - большой; лягушка - зеленый кружок чуть большего размера, чем мышка, и т.п ). Теремок может изображаться большим кружком, нарисованным на листе бумаги. Взрослый читает сказку, а ребенок разыгрывает ее. Вот к теремку подходит лиса (оранжевый кружок) спрашивает: Кто в тереме живет? Ей отвечают мышка, зайчик (ребенок каждый раз поднимает соответствующий кружок). Затем лиса входит в теремок и остается там, а вся последовательность действий повторяется с волком...

Такие занятия полезно проводить и с четырехлетними детьми. Но теперь они могут быть дополнены новыми. С помощью заместителей взрослый может загадывать ту или иную сцену из сказки, а ребенок должен угадать, какую сцену ему показали, и рассказать ее. Такое задание можно давать, только когда ребенок достаточно хорошо знаком со сказкой, умеет отвечать на вопросы по се содержанию.

Взрослый показал сценку, ребенок ее рассказал, теперь можно дать новое здание - предложить ребенку самому показать ту же сценку, одновременно рассказывая о ней.

С помощью заместителей удобно предлагать ребенку задание на самостоятельное сочинение новых вариантов и эпизодов сказки. Обо всех наших кружках известно, какой из них кого изображает - где заяц, где лиса, где волк... Но вот появляется новый кружок, взрослый подводит его к теремку.

Как ты думаешь, кто еще мог бы прийти к теремку? -с прашивает он у ребенка.

Киска.

Хорошо, значит, это у нас будет киска.. Как се зовут?

Мурка.

Что киска Мурка спросит?

Кто в теремочке живет?

А что ей ответят?

Когда на все вопросы даны правильные ответы, можно переходить к следующему этапу.

Расскажи, как поросята провели лето, Теперь расскажи, как они стали строить домики, Расскажи, как Ниф-Ниф и Нуф-Нуф встретили волка... Тут же от ребенка требуется пересказ, но не целого произведения, а отдельного эпизода. За соблюдением последовательности эпизодов следит взрослый, он же выделяет существенные эпизоды, о которых следует рассказать, и опускает менее важные, не имеющие особого значения для развития сюжета.

С чего начинается сказка?, О чем рассказывается потом?, Чем кончается сказка? При таких вопросах помощь взрослого минимальна. И все-таки она есть: взрослый подсказал, что начать надо сначала, потом рассказать середину, а потом - конец. Этот путь для ребенка совсем не самоочевиден. Скажем, нередко дети начинают с самого, по их мнению, интересного (хотя это может быть совершенно непонятный без предыдущего кусок из середины сказки).

Но вот все промежуточные этапы пройдет (не забывайте на каждом из них следить за правильностью речи ребенка!) - теперь можно попросить рассказать сказку целиком. Нельзя сказать заранее, сколько занятий потребует каждый этап. Это зависит от уровня развитая ребенка, о г г его настроения, от длины и сложности выбранной сказки (разумеется, Три поросенка взяты только для примера - такую же работу можно проводить с любой другой сказкой).

Можно параллельно изучать несколько сказок: одну из них ребенок уже умеет (или учится) пересказывать целиком, другую может пересказать только по отдельным эпизодам, называемым взрослым, по третьей пока еще отвечает на конкретные вопросы. Тогда сказки не наскучат ребенку, он будет слушать каждую с большим интересом. Впрочем, некоторые дети, наоборот, требуют, чтобы им постоянно читали одну и ту же книжку - в этом тоже нет ничего плохого.

Каждый из описанных нами этапов ценен не только как необходимая основа для следующего, но и сам по себе. Если родители чересчур увлекаются полным пересказом, то нередко ребенок оказывается неспособным описать отдельное событие (как говорят, умеет танцевать только от печки*), правильно ответить на вопросы.

В предыдущей части был описан еще один вид занятий, помогающих ребенку понять смысл литературного произведения, выделить основные действия персонажей. Это разыгрывание сказки с заместителями. Например, разыгрывая сказку Теремок, можно изобразить всех животных бумажными кружочками, различающимися по цвету и величине (мышка и волк - серые кружки, но мышка совсем маленький, волк - большой; лягушка - зеленый кружок чуть большего размера, чем мышка, и т.п ). Теремок: может изображаться большим кружком, нарисованным на листе бумаги. Взрослый читает сказку, а ребенок разыгрывает ее. Вот к теремку подходит лиса (оранжевый кружок) спрашивает: Кто в тереме живет? Ей отвечают мьыпка , зайчик (ребенок каждый раз поднимает соответствующий кружок). Затем лиса входит в теремок и остается там, а вся последовательность действий повторяется с волком...

Такие занятия полезно проводить и с четырехлетними детьми. Но теперь они могут быть дополнены новыми. С помошью заместителей взрослый может загадывать ту или иную сцену из сказки, а ребенок должен угадать, какую сцену ему показали, и рассказать ее. Такое задание можно давать, только когда ребенок достаточно хорошо знаком со сказкой, умеет отвечать на вопросы по ее содержанию.

Взрослый показал сценку, ребенок ее рассказал, теперь можно дать новое здание - предложить ребенку самому показать ту же сценку, одновременно рассказывая о ней.

С помощью заместителей удобно предлагать ребенку задание на самостоятельное сочинение новых вариантов и эпизодов сказки. Обо всех наших кружках известно, какой из них кого изображает - где заяц, где лиса, где волк... Но вот появляется новый кружок, взрослый подводит его к теремку.

Как ты думаешь, кто еще мог бы прийти к теремку? -с прашивает он у ребенка.

Киска.

Хорошо, значит, ото у нас будет киска.. Как ее зовут?

Мурка.

Что киска Мурка спросит?

Кто в теремочке живет?

А что ей ответят?

В сказках типа Теремок придумывание новых вариантов не представляет особого труда. Все сцены сказки однотипны, и нужно, по сути дела, придумать только новое животное, с которым в очередной раз повторится стандартная сцена (он спросит, кто в тереме живет, ему в заданной последовательности ответят те, кто поселился там ранее). Куда сложнее придумывать новые эпизоды в таких сказках, как, скажем, Гуси-лебеди. Здесь каждая сцена существенно отличается от предыдущей . Даже самый примитивный новый вариант, фактически повторяющий один из эпизодов сказки (например, сцена, в которой вместо яблони будет фигурировать груша), требует довольно серьезного анализа ситуации, выбора подходящего объекта (скажем, груша - подходящий объект, а елка - нет: у нее несъедобные плоды). Поэтому для первых заданий на досочиненне сказки можно рекомендовать сказки Теремок, Колобок, Лисичка со скалочкой, Лиса и заяц и т.п. Только когда ребенок начнет досочинять их без малейших затруднений, можно переходить к досочинению сказок с неповторяющимися эпизодами.

Что еще могла встретить девочка, когда искала братца?

Стол.

Ну, расскажи, как она встретила стол.

Он говорит; Поешь хлеба...

Подожди-ка, а девочка его ни о чем не спросила?

Спросила, куда гуси-лебеди полетели.

А что потом?

Он говорит: Поешь хлеба, а девочка говорит: Не буду. Стол ей тогда не сказал, куда гуси-лебеди полетели, а она дальше побежала.

После того как девочка нашла братца и убежала от Ба-бы-Яги , снова приходит время вспомнить про встреченный ею стол.

Помнишь, ты придумала, что еще встретила девочка?

Стол. Она прибежала к столу и говорит: Можно, я спрячусь? А он ей говорит: Поешь хлеба. Девочка поела и спряталась.

Куда?

Под стол полезла, а гуси-лебеди ее не нашли.

Это пример очень высокого уровня досочинения сказки. Отнюдь не каждый четырехлетний ребенок сумеет придумать подходящий предмет (надо, чтобы он мог предложить девочке какую-нибудь еду, а потом мог спрятать ее). Тут нужно обладать воображением, уметь использовать свой - пусть пока еще небольшой - жизненный опыт. Помочь в этом могут специальные игры, развивающие наблюдательность.

Игра Какой? Какая?. Взрослый называет какой-либо предмет, например, морковку. Ребенок должен дать как можно больше определений, описывающих ее свойства.

Какая морковка?

Оранжевая.

Еще какая?

Длинненькая.

Еще?

На конце остренькая .

Чем больше дано определений, тем лучше. Если ребенок малоактивен, можно помочь ему, давая ответы с ним по очереди.

Какая у нас дверь?

Большая.

Правильно. Еще она скрипучая. А еще?

Коричневая.

Прмоугольная , - говорит взрослый.

Чистая , мы ее недавно мыли.

Другое задание - подобрать много предметов, имеющих заданный признак.

Что бывает красное?

Помидор.

Еще?

Флажок.

Еще?

В этой игре тоже можно называть предметы по очереди с ребенком, тогда будет веселее, легче избежать нередкого у детей замыкания на одной-единственной теме (например, называются только животные или только овощи). Задаваемые признаки могут быть самыми разными: Что бывает круглое?, Что бывает вкусное?, Что бывает деревянное?, Что бывает горькое? и т.п. Только раньше, чем задавать вопрос, подумайте, можете ли вы сами на него ответить. Например, в ответ на вопрос: Что бывает треугольное?, в голову не приходит почти ничего, кроме крыши.

Еще одна игра - Сравнения.

- Этот листик зеленый, как...

- Огурец!

Так. Еще?

Как лягушка. Как травка. Как кузнечик. Как укроп.

Очень хорошо. А этот лимон желтый, как ...

Солнышко. Как цыпленок. Как вон та книжка... Очень интересно придумывать, на что похожи кучевые

облака. Или лесные пни, вывороченные из земли корни деревьев, поваленных бурей. Или цветовые пятна, которые вчера сам ребенок, не задумываясь о сюжете своей картины, разбросал по листу бумаги. Или натеки воска на свече.

Через некоторое время ребенок, случайно разлив чай, начнет утверждать, что получившаяся лужа похожа на бегемота. Рисунок на маминых малахитовых сережках похож на птичку, а батарея парового отопления - на гармошку. Многие сравнения окажутся неожиданными для взрослых, подчас необыкновенно удачными и точными, а иногда весьма сомнительными. Но каковы бы они ни были, они заслуживают поощрения, потому что это проявления наблюдательности, творческого подхода к миру.

Яркие, необычные сравнения, красочные определения -э то важные выразительные средства художественной литературы. С их помощью писатель создает образ, передает свое отношение к нему. Слушая сказки и особенно стихи, ребенок должен научиться воспринимать не только сюжет, но и красоту языка. Так давайте специально направим его внимание на определения и сравнения. Если ребенок уже поработал с ними в играх, описанных выше, ему будет нетрудно выделить их и в стихотворении.

Вы прочли дочке стихотворение К.Чуковского Чудо-дерево. Запомнилось ли ей, какие башмачки папа принес Мурочке ? Жаль, если не запомнилось такое любовное описание:

А для Мурочки такие Крохотные, голубые . Вязаные башмачки И с помпончиками!

Может быть, некоторые определения ваша дочка запомнила, а другие забыла. Прочтите ей эту строфу еще раз и снова спросите, какие башмачки будут у Мурочки .

А как описывает К.Чуковский медвежат в стихотворной сказке Краденое солнце? Впрочем, простите. Этот вопрос надо задать не вам - родителям, а вашему ребенку.

- Какие медвежата, помнишь? Правильно, мохнатые, а еще? Да, толстопятые. А почему их называют толстопятыми? Да, у них толстые ножки, пятки. А сам мишка какой? Правильно, косолапый. А почему его так называют? Покажи, как он ходит. Да, вот так, косолапо.

Откроем замечательную книжку С.Маршака Детки в клетке и прочтем ребенку стишок про львят.

Какой у львят папа?

Большой.

А еще?

Рыжий.

Так, А какие у него лапы? А голова?

В этой же книжке есть стихотворение Страусенок с многочисленными определениями, создающими образ героя (смысл определений заносчивый, гордый вряд ли понятен ребенку без специального разъяснения; значит, надо дать такое разъяснение). В стихотворении Собака динго каждая строфа завершается новым определением. Пусть ребенок вспомнит их, а вы помогите понять смысл таких слов, как поджарый, неумолимый.

В той же книжке можно найти выразительные сравнения.

На что похож пингвин?

На что похожи зебры? (Разлинованы лошадки, будто школьные тетрадки*).

А вот еще стихотворение про зебру - уже из книжки В.Маяковского Что ни страница - то слон, то львица:

Это - зебра. Ну и цаца ! Полосатее матраца.

Так на что похожа зебра?

На что похожи уши у слонов? Правильно, на блюдо. А чем они похожи на блюдо? Да, такие же большие.

А на что похожа страница в книжке? Помнишь, как начинается Открывай страницу-дверь... Да, страница похожа на дверь. А чем она похожа? Да тем, что ее можно открыть, как дверь. Откроем страницу и войдем в книжку, как будто мы открыли дверь и вошли в зоопарк.

Мы научились подбирать определения к простым предметам, придумывать, на что они похожи. Научились находить определения и сравнения в сказках и стихах, запоминать их. Теперь можно заняться более сложным делом -о писанием сюжетной картинки.

Возьмите какую-нибудь книжку с картинками, незнакомую ребенку. Найдите самую красивую картинку.

Я остановился на иллюстрации к Дюймовочке в книге Х.К.Андерсена (из серии Библиотека всемирной литературы).

Что тут нарисовано? - спросил я у Иры.

Девочка и две мышки - мама и папа (мышкой-папой назван крот).

Расскажи, какие они.

Красивые. У девочки волосы золотые, платье розовое , с кружевом. Она чашечку себе несет, а у мышек уже есть чашечки. На полочке свечка горит. А у папы-мышки голова, как редька, а рубашка белая, и пуговицы. И когти острые, длинные, белые. Он немножко страшный. А у мамы-мышки шапочка, как цветок. И платье, как цветок, только синий. Вот.

Давай придумаем, что они делают, откуда пришли.

Девочка пришла к мышкам в гости. В их норку. Мама-мышка ей говорит: Пей чай. Девочка взяла чашку и тоже пьет. Хорошо я придумала?

Очень хорошо.

Не сразу описания картинок стали такими полными и подробными. Сначала приходилось все время задавать наводящие вопросы, спрашивать у Иры, кто еще есть на рисунке, о ком она забыла.

Описывать можно не только картинку, но и игрушку. Вот, например, пожарная машина. Юра с удовольствием рассматривает ее и обнаруживает, что у нее длинная красная лестница, большие колеса, чтобы быстро ехать на пожар, кабина для шофера, фары, как пуговки. Эта машина сейчас поедет на пожар тушить кошкин дом.

Дяди-пожарные полезут на лестницу и залезут на крышу, и с крыши будут лить на пожар воду, и он погаснет. А кошка больше не будет играть со спичками, потому что больше не будет пожара.

Поэтому больше не будет пожара, - поправляю я.

Поэтому не будет пожара, - соглашается Юра. - И дяди-пожарные слезут и поедут к себе в гараж. И будут спать.

А машина?

Тоже поедет в гараж и будет спать.

Все это правильно, машина будет спать в гараже. А пожарные, наверное, будут спать у себя дома.

Но вернемся от картинок и игрушек к сказкам. Мы пока не описали еще один полезный и интересный вид работы с ними - драматизацию. Драматизация может идти строго по тексту, а может лишь отталкиваться от него. В первом случае ребенок должен выучить свой текст наизусть.

Давайте всей семьей разыграем сказку Л.Толстого Три медведя. Разумеется, папа будет Михаилом Ивановичем, мама - Настасьей Петровной, а сын - Мишуткой. Кто-то из взрослых будет также читать текст от автора. Задача ребенка не просто в том, чтобы отбарабанить свои слова. Надо научить его передавать их интонацию. Если у Толстого написано завизжал так, как будто его режут, ребенок должен суметь это воспроизвести. Тут уж и взрослым придется постараться: от выразительности их чтения зависит общее настроение, которое передается ребенку.

Если текст не воспроизводится дословно, а лишь служит отправной точкой для разыгрывания ситуации, то желательно иметь игрушки, изображающие героев. Тогда авторский текст, описывающий их действия, может быть легко заменен самими действиями, производимыми с игрушками. Очень хорошей подготовкой к такому разыгрыванию сказки служит описанное выше ее разыгрывание с заместителями. Казалось бы, невелика разница - производить действия с игрушечной лисой или с изображающим лису оранжевым кружком. На самом деле разница довольно большая. Игрушка вызывает значительно большую эмоциональную реакцию. Это делает театрализацию более интересной, но затрудняет для ребенка вычленение сюжета, воспроизведение действия в их логической последовательности. Кроме того, заместитель жестко привязан к определенной сказке: он изготовлен специально для нее. Игрушка же существует и вне данной сказки, а потому нередко побуждает ребенка к разыгрыванию ситуаций, не соответствующих избранному сюжету. Скажем, при разыгрывании Колобка лиса может вдруг захотеть съесть зайца, а не колобок.

Игра-драматизация с использованием игрушек открывает возможность для молниеносной смены ролей. Только что ребенок держал в руке игрушечного волка и хриплым волчьим голосом говорил: Колобок, колобок, я тебя съем. И тут же он оставляет волка, берет колобок и говорит за него тонким голосом: Не надо меня съедать, я тебе песенку спою.

Легкость перехода от одной роли к другой достигается именно сменой игрушек. Каждая из них диктует свою манеру поведения, свою интонацию. Возникает то, что можно назвать игрой за двоих: когда идет диалог, ребенок почти одновременно выступает и в роли спрашивающего , и в роли отвечающего. Приходится ежесекундно перескакивать от одной роли к другой и обратно. Такие игры чрезвычайно полезны для развития ребенка: они учат его смотреть на одну и ту же ситуацию с разных сторон, глазами разных персонажей, имеющих разные (подчас противоположные) цели.

В завершение этой главы мы, как и в предыдущей части, предлагаем вам несколько стихотворений и загадок, написанных в расчете на младших дошкольников.

Однажды в июле

Четыре павлина. Четыре пингвина, Совенок и мама-сова О днажды в июле В Москву заглянули Всего на денек или два.

Глазели павлины Д ва дня на витрины, Пингвинов сморили жара,

В ближайшей столовой С идели с утра до утра.

Четыре павлина,

Совенок и мима-сова

Домой возвращались

И все удивлялись:

Ну чем интересна Москва?

Лиса

Ходит по лесу лиса, Щурит рыжая глаза. Всюду хитрая лисица

Ищет, чем бы поживиться.

В сад забралась на минутку -У несла из сада утку. Из соседнего села В лес гусенка унесла.

Мы, лиса, тебя накажем: На мочь сказку не расскажем, Утром в гости не придем И к. себе не пустим в дом.

Сон слона

Грустный слон увидел сон, Будто он не грустный слон,

А веселая синица. Жаль, что это только снится!

Разговор с крокодилом

Я спросил у крокодила: Здесь овца не проходила? А злодей лежит на дне И подмигивает мне.

Ночная встреча

Как-то ночью я один П о лесным дорожкам Поздней осенью бродил И замерз немножко. Что-то светится вдали. Не костер ли там зажгли? Я туда скорее... Светлячок в траве лежит, Сам от холода дрожит: Светит, но не греет.

Мышь и кошка

Из кладовки мышь-плутовка Сыр таскала очень ловко, Только ей несдобровать: Кошку я решил позвать...

Мышь таскает сыр и сало, Кошка есть сметану стала. Вместетащат ветчину -Н у и ну!

Ночью и днем

Всю ночь по кочкам и полям, По лесу черному гулял Угрюмый черный кот Н аутро стал зеленым лес

И кот на дерево залез -У грюмый черный кот.

Стихи о тишине и шуме

Говорит ослу ослиха : Тут сегодня слишком тихо. Может, мы с тобой вдвоем Н а два голоса споем? Услыхав про их затею, Я спешу уйти скорее: Если петь они начнут. Слишком шумно станет тут.

Засадки Дождь прошел, а я осталась

На дорожке во дворе. Воробьи во мне купались

На потеху детворе. Но до завтрашнего дня Солнце высушит меня.

(Лужа)

По бумаге я бегу. Все умею, все могу: Хочешь - домик нарисую, Хочешь - елочку в снегу, Хочешь - дядю, хочешь -с ад. Мне любой ребенок рад. (Карандаш)

Отыскал я и x в лесу.

А теперь домой несу В идишь - полное лукошко. Будем жарить их

с картошкой. (Грибы)

Он как маленькая лошадь,

Он упрямый, но хороший.

(Ослик)

Дом стоит под старой

елкой -В нем живет моя семья. Я несу туда иголки, Приношу добычу я. Мы в работе поминутно О т зари и до зари. Нас в лесу найти нетрудно:

Лишь под ноги посмотри.

Назови меня скорей Я - рабочий

(Муравей)

Ночь уже не так темна, Если светит нам...

(Луна)

Посмотри-ка, по дорожке Х одят маленькие ножки. На головке - гребешок. Кто же это?..

(Петушок)

Вот несколько прекрасных загадок, придуманных Самуилом Яковлевичем Маршаком:

Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадет. И никуда я не иду, Покуда он идет.

(Дождик)

Всегда шагаем мы вдвоем, Похожие, как братья. Мы за обедом - под столом. А ночью - под кроватью.

(Башмаки)

Что такое перед нами: Две оглобли эа ушами, На глазах по колесу И седелка на носу?

(Очки)

Принялась она за дело, Завизжала и запела. Ела,е ла

Дуб, дуб,

Поломала Зуб, зуб.

(Пила)