Чем занять детей     |     Дочки-матери

По ступеням детства

Э та вторая часть в ряду задуманной нами библиотечки, цель которой - дать родителям советы и некоторые конкретные методы, направленные на руководство умственным развитием ребенка.

Деление книжки на три части соответствует годам жизни, которые проходят от вступления ребенка в дошкольный возраст до поступления в школу. Соответственно в этой части речь пойдет о ребенке четырехлетнего возраста. При этом мы имеем в виду ребенка, который уже воспитывался по программе, предложенной нами для трехлетки. Поэтому задания, приведенные здесь, опираются на те, которые были описаны раньше, и часто представляют собой их прямое продолжение.

Общие принципы, на которых построены эти задания, остаются прежними. Мы считаем, что содержание заданий должно обеспечивать прежде всего развитие восприятия, образного мышления, воображения ребенка и, таким образом, углу развитии, которые отвечают специфике дошкольного детства. А достичь этой цели можно, если учить ребенка выявлять и учитывать в своих действиях свойства предметов, пользоваться условными заместителями вещей, строить и использовать наглядные пространственные модели (планы, схемы, чертежи и др.), отображающие отношения между предметами и их частями. Для того чтобы такое обучение было успешным, оно должно быть включено в доступные и интересные ребенку виды деятельности - игру, рисование, конструирование, лепку и др.

Большинство разделов предусматривает прямую преемственноо и сохраняет те же названия (Дочки-матери, В мире вещей, "О чем рассказывает сказка, Мы строим дом).

Другие разделы вводятся заново. Впервые мы даем советы, посвященные обучению детей лепке, рекомендации по их ознакомлению с начальными представлениями о количестве и по организации звукового анализа слов, который служит подготовкой к усвоению грамоты. Но не следует слишком жестко привязывать начало этих новых видов занятий именно к четырем годам. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, скорости его развития (а она существенно варьируется у разных детей) можно начинать обучение и несколько раньше, и несколько позднее. Главное - не насиловать ребенка, не заставлять его заниматься тем, что ему скучно и трудно. Если не сумели чем-то заинтересовать, лучше отложить и снова попробовать через несколько месяцев. При этом следует иметь в виду, что многие виды занятий, рекомендуемые нами, взаимозаменяемы - они имеют сходное развивающее значение, и если ребенок, скажем, не любит лепить, но зато охотно занимается рисованием и конструированием, этого вполне достаточно.

Особого обсуждения заслуживает вопрос о занятиях, связанных с усвоением математики и грамоты. Ведь мы решительно выступаем против искусственной акселерации, ускорения детского развития и, прежде всего, против перенесения в дошкольный возраст школьного содержания и методов обучения. А математика и грамота - традиционно школьные учебные предметы. Данные специальных исследований и практический опыт, накопленный в работе передовых детских садов, показывают, что обучение математике и грамоте не только можно, но м вполне целесообразно начинать в дошкольном детстве при условии, если содержание и методы обучения строятся с учетом особенностей возраста и задач умственного развития ребенка.

Главное при этом - не научить детей навыкам счета или чтения, а ввести в новые для них области действительности - область количественных отношений вещей в одном случае и область речевых звуков - в другом. И введение в эти области должно осуществляться при помощи тех же средств, которые обеспечивают умственное развитие в других видах занятий, - организации действий самих детей с количественными отношениями и отношениями звуков, построения и использования наглядных моделей этих отношений, максимального использования игровых приемов. Как это сделать, мы попытаемся показать конкретно в соответствующих главах книжки.

Поскольку эта глава - вторая, у родителей может возникнуть вопрос: а что делать, если ребенок не прошел в трехлетнем возрасте рекомендованной нами программы, а теперь ему уже четыре или четыре с половиной? С чего лучше начинать - с заданий для трехлеток или для четырехлеток? В тех случаях, где между заданиями имеется прямая преемственность, лучше начинать сначала. Тем более что ребенок постарше сможет усвоить то, что предлагается, быстрее, в более сжатые сроки, и тогда можно будет перейти к задачам, соответствующим возрасту.

Занимаясь с вашим повзрослевшим ребенком по этой части, не забывайте и заданий, описанных в предыдущих. Они вовсе не потеряли своего значения. Например, в предыдущей описаны разные варианты игры Угадай-ка. Для четырехлетнего ребенка она не менее полезна, чем для трехлетнего. Но мы не описываем ее заново, потому что проводить ее с детьми того и другого возраста можно одинаково, только вопросы теперь надо подбирать посложнее .

Это же относится к занятиям аппликацией. От них вовсе не стоит отказываться. Теперь ребенок сможет делать более сложные и содержательные композиции - этими возможностями следует пользоваться. Но общий принцип организации занятий остается тем же, что и при работе с трехлетним ребенком.