Чем занять детей     |     Дочки-матери

Старший дошкольник

В этой части мы даем родителям советы о том, как обеспечить умственное развитие ребенка пяти лет. При этом мы пытаемся сохранить преемственность с предыдущими возрастами. Сохранены те же главы, что и в предыдущих частях, и соответственно мы продолжали ориентировать родителей на включение умственного воспитания в характерные для дошкольника виды деятельности - игру, ознакомление с окружающим, рисование, конструирование, лепку. Мы продолжаем настаивать и на том, чтобы ребенок знакомился с предметами и явлениями действительности через собственные действия с ними и с их особыми изображениями - моделями, помогающими выявлять и усваивать связи и отношения вещей.

Конечно, видоизменяется и усложняется как содержание материала, который должны усвоить дети, так и виды действий с этим материалом. Но дело не ограничивается только усложнением. С пяти лет начинается старший дошкольный возраст, связанный не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой умственной деятельности ребенка, необходимой для его успешного перехода к школьному обучению.

Наверное, у многих родителей возникнет вопрос: нужно ли уже заранее, в пять лет, отучать ребенка от игры и приучать его к систематическому выполнению учебных заданий, беспрекословному подчинению требованиям взрослых?

Однако специальные исследования и наблюдения за детьми показывают, что плохо адаптируются к школе как раз тс дети, которые раньше были обделены игрой, сказкой и только сейчас, в шесть лет, начинают входить в страну Фантазию.

При нормальном ходе развития те качества, которые нужны для первоначального вхождения в школьную учебу закладыва тельности . Основные из этих качеств - произвольность умственных процессов, умение направлять их на решение определенных задач, на усвоение и выполнение правил, достижение заранее намеченного результата и тесно связанное с этим овладение планированием своих действий, возможностью строить и воплощать определенный (пусть пока еще весьма несложный) замысел.

Если вы часто играли с вашим ребенком в такие подвижные игры, как жмурки, прятки, вы, наверное, заметили, что до поры до времени малыш не обращает внимания на выполнение правил. Его интересует сам процесс игры. И он бурно радуется мали . Но постепенно (обычно как раз на шестом году жизни) картина меняется. На первый план выступают именно правила, их соблюдение и в конечном итоге выигрыш. В связи с формирующейся установкой на результат становится возможным предлагать ребенку новые типы обучающих, дидактических игр, например настольные игры, где выигрывает тот, кто, действуя по правилам, первым заполнит свою карту или первым придет к финишу. Отсюда еще один шаг к обучению школьного типа, которое построено на внимании к тому, как, каким способом достигается тот или иной результат. Точно так же, рисуя, конструируя, ребенок вначале только выражает собственные впечатления, но затем начинает стремиться к получению такого рисунка или конструкции, которые будут одобрены взрослыми, строит заранее замысел и следует ему все более точно.

Обшую закономерность - образование новых психологических качеств не вопреки, а на основе того, что было достигнуто раньше, необходимо учесть и при подведении ребенка к необходимому в школе умению последовательно рассуждать, делать выводы из наблюдаемых фактов, т.е. к использованию логических форм мышления. Они должны опираться на образы, наглядные представления о вещах и и отношениях, на богатство собственного опыта действий с предметами. Одной из самых распространенных ошибок в умственном воспитании детей старшего дошкольного возраста, которая встречается главным образом в интеллигентных семьях, является переоценка значения чисто словесной стороны развития. Беглость речи, знание наизусть множества стихов часто принимают за доказательство хорошей готовности ребенка к школе. Однако это далеко не так. Нередко за развитой речью скрывается недостаточность практического знакомства с миром, неумение самостоятельно думать, решать мыслительные задачи.

Ребенок, который с умным видом повторяет рассуждения взрослых, часто производит впечатление и в самом деле умного. Однако мы, психологи, называем таких детей вербальными, т.е. словесными. Их мнимая ученость исчезает, как только оказывается необходимым решить самую простую задачку, которая не встречалась раньше, найти самостоятельно ответ на новый вопрос.

Мы надеемся, что наши советы помогут родителям добиться не формального, а подлинного развития мышления ребенка и тем самым подвести его к порогу школьного обучения.