Чем занять детей     |     По ступеням детства

Так мы играем

В предыдущих главах разные виды занятий рассматривались порознь. Отдельно описывалась сюжетно-ролевая игра, отдельно — дидактическая, изолированно выступали занятия по рисованию, конструированию, аппликации. Такие занятия вполне возможны, они оказывают большое развивающее влияние на ребенка. Но все же для домашних условий удобнее другое: комплексные игры-занятия, в каждом из которых перед ребенком ставится несколько разных задач. Основой тут должна быть именно игра. Она предоставляет богатейшие возможности для включения любых других заданий, позволяет вести их естественно, без нажима. В этой главке мы приведем примеры некоторых таких игр-занятий.

Мы с дочкой готовим обед для двух матрешек. Маленькая матрешка - наш младший сын, большая - старшая дочь. Ира их мама, а я папа. Впрочем, семейные отношения для Иры еще не очень важны. Она предпочитает называть матрешек матрешками, хотя мы и дали им имена. Это для ее возраста совершенно естественно. Когда я предложил дать им имена, я и не думал, что она немедленно начнет ими пользоваться. Расчет был на то, что это произойдет со временем - к третьей, пятой или десятой игре.

Ира берет кастрюлю и мешает в ней ложкой.

Что это ты делаешь? - спрашиваю я.

Варю.

А что ты варишь? Что будет у наших детей на первое?

Суп, - уверенно отвечает Ира.

Тогда надо налить воду, - советую я.

Дверная ручка - вполне подходящий кран. Ира подносит к нему кастрюлю, наполняет ее водой, а потом бросает несколько мелких кубиков.

- Картошку положила, - объясняет она мне.

Я понарошку солю суп, и мы ставим его вариться на стул, который временно выполняет функции плиты. Ручка от сломанной сковороды служит спичкой. Ира чиркает ею по коробке со Строителем и зажигает газ.

А что будет на второе? - интересуюсь я.

Котлеты, - говорит Ира.

Она берет другую кастрюлю и собирается повторить манипуляции, проводившиеся с супом. Но я спрашиваю:

В чем мы будем жарить котлеты?

Ой, сковородка нужна! - спохватывается Ира.

То, что сковородка слегка поломана, нам не мешает. Мы кладем на нее четыре пуговицы и начинаем их жарить.

Но вот обед готов. Пора кормить матрешек. Срочно нужны стулья и стол, а их нет: они остались на полке.

- Давай сами сделаем стол и стулья, - говорю я. - Тогда нам не придется ходить, искать. А Строитель у нас прямо тут. - И я открываю коробку со Строителем.

Ира уже умеет делать стулья. Она быстро приставляет кубики к кирпичикам и усаживает матрешек. Со столом приходится потрудиться. Я делаю маленький чертеж.

О! Теперь все ясно. Ира быстро делает стол из трех кирпичиков. Но маленькая матрешка до него не достает : стул для нее слишком низок. Ира, не замечая этого, ищет тарелки.

— Подожди, — останавливаю ее я, — видишь, маленькая матрешка не может кушать. Ей недостать.

После небольшого раздумья Ира кладет на сиденье еще один кубик, делая стул вдвое выше.

— Теперь слишком высоко, — вздыхаю я. — Стул получился такой же высокий, как стол.

Ира снимает второй кубик, несколько проб — и вот уже достигнут нужный результат.

Теперь пора подобрать тарелки. Большой матрешке — большую тарелку, маленькой — маленькую.

Мы покормили матрешек первым, покормили вторым. Что делать дальше? Ира вопросительно смотрит на меня.

— Что наша мама делает, когда мы пообедаем?

— Моет посуду, — отвечает Ира и начинает собирать тарелки.

Дверной ручке снова приходится работать водопроводным краном.

— Ш-ш-ш-ш! — шипит Ира, изображая звук льющейся воды.

Я вытираю вымытые тарелки и складываю их в коробку. Вот уже и эта процедура окончена, а Ира хочет играть еще.

Матрешки будут спать, — сообщает она.

Правильно, — соглашаюсь я. — После обеда надо поспать. Давай сделаем им кровати.

Ира начинает вытаскивать строительный материал из коробки. Я ее останавливаю:

— Так много кирпичиков нам не понадобится. А кубики и вовсе не нужны.

Ира послушно складывает кубики обратно в коробку. Я оставляю одиннадцать кирпичиков — нам понадобится три кирпичика для маленькой кроватки и восемь для большой. Но Ире я этого не говорю. Пусть она сама сообразит, какими должны быть кровати, пусть сама сделает их.

Ира начинает с того, что строит две маленькие кровати.

Такие кроватки мы с ней уже делали раньше. Для маленькой матрешки это роскошное ложе, но большая на нем не помещается. Ира вопросительно смотрит на меня.

— Не помещается, — констатирую я. — Ей нужна большая кровать.

Ира снимает обеих матрешек, разбирает обе кровати и строит две другие.

Одна из них оказывается с недоделанной спинкой: не хватило кирпичика. К сожалению, большая матрешка и теперь не помещается. Тогда Ира снова ломает кровати и делает одну — гигантскую, из десяти кирпичиков.

На нее она укладывает обеих матрешек.

— Нет, говорю я. — Пусть каждая спит на своей кроватке.

Маленькая матрешка отправляется на единственной оставшийся кирпичик — у нее теперь не кровать, а кушетка. Для первого раза можно на этом и кончить. Но можно и пойти дальше:

Давай все-таки сделаем ей настоящую кровать со спинками.

Дай еще кирпичик!

А ты попроси у второй матрешки. Ей ведь не нужна такая большая кровать.

— Матрешка, дай кирпичик, — просит Ира и, забрав два кирпичика, сообщает мне: — Дала матрешка.

Теперь у обеих матрешек подходящие им по росту кровати.

Матрешки уложены. Я выражаю бурную радость:

— Вот как хорошо! Теперь и маленькой матрешке удобно, и большой. Вот только не простудятся ли они? По- моему , им холодно так спать.

Ира оглядывается в поисках одеяла. Я как бы невзначай снимаю со стола листок бумаги и кладу рядом с кроватями. Ирин взгляд падает на листок...

— Одеяльцем укроем матрешечек , — приговаривает она, заботливо укрывая большую матрешку бумажкой. Лежащий рядом рецепт становится вторым одеялом.

— И маленькую матрешечку укроем, — комментирует собственные действия Ира.

Игра удалась как нельзя лучше, если не считать того, что в итоге немного помят рецепт. Мы поупражнялись в построении игрового сюжета, начали осваивать беседу с куклой, немного поработали над игровым замещением. В игру был включен и дидактический момент — обучение соотнесению предметов по величине. Заодно мы позанимались и конструированием — по уменьшенному нерасчлененному образцу и по условиям.

При желании игру можно было бы еще расширить. Например, уложив матрешек спать, мы могли бы почитать им на ночь стишок или загадать загадку. Могли бы нарисовать, как они спят. Да мало ли что еще! Но известно, что все хорошо в меру. Оставим другие задания для следующей игры.

Сейчас мы с тобой будем играть в регулировщика, — говорю я Юре. — Только сначала надо построить дорогу, чтобы по ней ездили машины. У нас будет три дома — мы их сделаем из стульев, — и от одного дома к другому будут идти дороги вот так. — Я кладу перед ним план, нарисованный на маленьком листочке

Дорогу можно сделать из карандашей. — Я начинаю выкладывать на полу дорогу.

Юра продолжает ее, а потом по моему указанию ставит у концов дороги по стулу — это дома. Я снова обращаю его внимание на план, интересуюсь, где будет третий дом. Он ставит на требуемое место стул и к нему тоже проводит дорогу. В двух домах мы поселяем матрешек — большую и маленькую, в третьем — собачку. Около собачкиного дома стоит грузовик. Я объявляю:

— Собачка хочет поехать в гости к маленькой матрешке. Повези ее — ты же у нас шофер.

Юра усаживает собачку в кузов и везет в гости. Он старательно рычит, изображая звук двигателя, и увлеченно бибикает . Я жду машину на перекрестке. Когда Юра добирается до меня, объясняю:

Я регулировщик. И всем показываю, в какую сторону им ехать. Куда вы едете?

К матрешке.

К большой или маленькой?

К маленькой.

Тогда вам сюда, показываю я.

Юра довозит собачку до стула и высаживает ее из кузова.

— Почему же собачка не здоровается? — спрашиваю я.

Гав! Гав! Здравствуй!

Здравствуй, маленькая матрешка! - подхватывает он.

А матрешка что ответит?

Наверное, она угостит собачку чаем?

Под стулом - в доме у матрешки - начинается чаепитие. Выждав пару минут, я говорю:

Пора прощаться. Собачке надо ехать домой.

Гав! До свидания, маленькая матрешка!

До свидания, собачка! - отвечаю я по возможности тонким голосом.

Юра уже берется за машину и начинает гудеть, тут я прошу:

Можно, теперь я буду шофером? А ты будешь регулировщиком, будешь показывать мне, куда ехать.

Туда, - показывает Юра.

Я отъезжаю от матрешкиного дома, доезжаю до перекрестка и останавливаюсь.

Би-би ! Куда дальше? Юра снова показывает:

Туда! К собачкиному домику.

Собачка приехала домой, отдохнула и снова собралась в гости.

- Гав! Гав! Хочу в гости к большой матрешке.

Юра предупредительно показывает, куда нам ехать, потом - куда сворачивать у перекрестка. Он уже полностью вошел в роль. Можно переходить к следующему этапу.

Пока собачка пьет чай у большой матрешки (предварительно поздоровавшись с ней так же, как она здоровалась с маленькой), я рисую на двух узких полосках бумаги стрелки.

- Юра, куда потом поедет собачка?

Он показывает.

- Давай мы положим стрелочку. Видишь, она показывает, что ехать надо в ту сторону. - И я кладу вдоль дороги стрелку. - А потом куда надо будет повернуть?

Юра снова показывает, а я кладу на перекрестке вторую стрелку и говорю:

- Ну вот, теперь сразу видно, как ехать. Сначала туда, а потом повернуть сюда, как показывает эта стрелочка.

Теперь регулировщик уже не нужен, поэтому Юра может снова стать шофером. Короткий ритуал прощания (До свидания, большая матрешка - До свидания, собачка) - и машина отправляется по заранее намеченному маршруту.

В следующий раз, когда большая матрешка едет в гости к маленькой, стрелки кладет уже сам Юра, хотя и под моим руководством. Игра повторяется еще пару раз - большая и маленькая матрешки по очереди ездят к собачке, а затем я даю Юре бумагу и карандаш и предлагаю нарисовать, как мы играли.

Лист бумаги лежит прямо на полу, и Юра старательно рисует у его краев дома, а потом соединяет их дорогой. Я спрашиваю, где должен быть собачкин дом. Он указывает место совсем рядом с дорогой. Приходится немного подсказать:

- Смотри, как далеко ехать от этой дороги до собачк и- ного домика. А у тебя получается близко.

Теперь Юра намечает место правильно. После этого он рисует дом и идущую от него дорогу. Конечно, сделать этот рисунок ему помогает воспоминание о плане, по которому он строил дороги, ведь, по сути дела, сейчас он должен заново воспроизвести этот же план.

Когда дороги и дома нарисованы, я предлагаю нарисовать, кто где живет. Объясняю, что нужно рисовать так, чтобы сразу было видно, где большая матрешка, где маленькая, а где собачка. И потом, когда Юра уже рисует, каждый раз спрашиваю:

- Это кто? Матрешка? А какая - большая или маленькая? А это кто - собачка? Как сделать, чтобы она была не такая, как матрешки?

В итоге собачка в качестве отличительного признака приобретает хвост, матрешки же действительно оказываются сильно различающимися по величине. По моему предложению Юра стрелками указывает путь маленькой матрешки к собачке. По дороге едет грузовик. Его приходится нарисовать трижды: как он отъезжает от дома матрешки, как поворачивает на перекрестке и как подъезжает к собачкиному дому. На этом игра кончается, и Юра идет ужинать.

Как видите, в этом занятии я учил Юру принимать игровую роль, менять ее по ходу игры. Отрабатывалось одно из важных игровых действий: разговор двух игрушек. Одновременно закреплялось правильное использование слов большой, маленький. Проводилось конструирование по схематическому плану (строительство дорог из карандашей). В дальнейшем Юра сам строил план, на котором изображалось расположение домов, направления дорог. Было введено использование стрелки для обозначения направления движения. Эти стрелки помогли предварительному планированию действий, фиксации того, откуда и куда в дальнейшем поедет наш герой. И наконец, мы учились правильно передавать в рисунке отношение предметов (двух матрешек) по величине.

Нередко мы с Юрой устраиваем военные игры. Обычно все начинается с построения крепости, которую потом атакуют оловянные солдатики. Крепость строится по образцу, нарисованному мной заранее. Мы привозим на грузовике строительный материал, сгружаем его и принимаемся за работу.

На этом этапе солдатики используются в функции шоферов, грузчиков, строителей.

Когда сооружение крепости заканчивается, солдатики выстраиваются напротив нее и начинается артобстрел.

Бах! Ба-бах ! - кричит Юра, бросая кубики и колечки от пирамидки.

Целься точнее! - требую я. - Ты опять выстрелил мимо.

Попал! Бах! Ба-бах !

В конечном итоге часть крепости обрушивается, и солдаты устремляются в атаку. Юра - их бессменный командир - умело руководит наступлением. Он командует:

- Вперед! Ура!

Мы помогаем солдатикам вскарабкаться на стену. В суматохе боя некоторые из них падают. Мы оставляем их лежать, с тем чтобы потом, после захвата крепости, отправить в больницу.

Наконец крепость взята. Санитарная машина проезжает по недавнему полю боя и собирает раненых. Игра принимает новый оборот: извлекается набор Айболит и начинается лечение солдатиков. Юра - доктор. Он делает раненым уколы, измеряет температуру, выслушивает их руки и ноги стетоскопом.

- Может быть, выпишем солдатику рецепт? - предлагаю я.

Юра охотно выводит на листочке каракули. Я беру рецепт и отправляюсь в аптеку за лекарством.

У вас есть такое лекарство? - спрашиваю я у аптекаря, протягивая ему Юрии рецепт .

Есть, - отвечает Юра.

Так дайте его, пожалуйста.

Он подает мне колечко от пирамидки.

- Вот таблетка.

Я несу лекарство в больницу и передаю доктору.

- На таблетку, солдатик, - говорит доктор.

Пациент съедает ее (она чуть-чуть больше его самого) и выздоравливает. Ту же таблетку съедает второй солдатик, потом третий. Когда все выздоравливают, они присоединяются к солдатам, защищающим отвоеванную крепость. Теперь можно сложить их всех в коробку до следующего боя. Складывается и строительный материал.

А вот игра, сопровождающаяся рисованием, аппликацией и чтением стихов.

Мы с Ирой играем, как будто у нас Новый год. Наши гости - плюшевый мишка, заяц-пищалка и кукла Маша -в месте с нами наряжают елку. Настоящей елки у нас нет. Вместо нес посреди комнаты стоит обыкновенный стул. Чтобы он стал больше похож на елку, я накрыл его зеленой рубашкой.

Каждый гость делает свою игрушку, а мы с Ирой им помогаем. Сначала мы вместе с мишкой рисуем гуашью яркие разноцветные шарики. Потом учим Машу делать бусы, наклеивая на листок зеленой бумаги ритмично чередующиеся красные и желтые кружки. Заяц тоже не сидит без дела - он зажигает лампочки. Тщательно вымытая кисть окунается в краску, и на черной бумаге ставится яркая клякса: зажглась еще одна лампочка. Каждая сделанная игрушка сразу же вешается на елку (проще говоря, кладется на стул). Мы даже не ждем, пока она высохнет.

Ира внимательная хозяйка. Она время от времени спрашивает у гостей, не голодны ли они, поит их чаем.

Украсив елку, мы расположили гостей вокруг нее: пусть водят хоровод и вместе с нами поют песенку про Новый год. Спев песенку, почитали стихи А.Барто . Мишке прочли стишок про мишку (Уронили мишку на пол...), зайцу - про зайку (Зайку бросила хозяйка...). Наверное, они не очень подходили к случаю, но нас с Ирой это ничуть не смутило. Под конец мы включили проигрыватель и потанцевали. А потом в последний раз напоили гостей чаем и проводили их домой - в ящик для игрушек.

Украшенный стул так и остался стоять в комнате на всю ночь. А на следующий день мы сложили наши игрушки в коробку, чтобы потом - когда будет настоящий Новый год - повесить их на настоящую елку. Разве шарики, старательно нарисованные на листе бумаги, хуже стеклянных ? По-моему, если они сделаны самим ребенком, то даже лучше. И я привязал к каждому листку прочную нитку.

Примеры игр, включающих конструирование, рисование, аппли дить еще долго. Но мы не станем этого делать. Вы сами легко сможете придумывать такие игры, учитывая вкусы своего ребенка и достигнутый им уровень владения разными видами деятельности. На прощание мы хотим дать только один совет: не стесняйтесь сами становиться детьми. Играйте всерьез - тогда игра будет интересной и вам, и вашему ребенку, она станет не только средством формирования его умственных способностей, но и средством формирования ваших с ним отношений. Играйте смелей!