Чем занять детей     |     О чем рассказывает сказка

В мире вещей

Перейдем теперь к дидактическим (обучающим) играм, знакомящим ребенка со свойствами предметов - их цветом, формой, величиной - и с их расположением в пространстве.

Описывая их, будем исходить из того, что ваш ребенок уже научился всему, что мы рекомендовали для трехлеток.

Он знает семь цветов спектра, белый и черный цвета, "умеет их называть и отыскивать по названию, знаком с изменением цвета по светлоте (светлее, темнее), умеет подбирать по образцу или по слову предметы определенного цвета, не смущаясь различием в оттенках. Он знает пять геометрических форм (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник), понимает их названия (хотя сам может и не уметь их вполне правильно называть), опять-таки умеет подобрать по образцу или по слову предметы определенной формы, не смущаясь различием в пропорциях (для овала, прямоугольника) или в величине углов (для треугольника) и наличием в предметах тех или иных деталей, видоизменяющих основную форму.

Знакомство ребенка с величиной выражается в том, что он может расположить пять палочек, кружков или других одинаковых предметов разной величины в порядке ее убывания или нарастания, анает слова большой - средний -м аленький и больше, меньше, еще меньше.

Ребенку знакомы основные пространственные предлоги и наречия: за, над, под, рядом, выше, ниже, спереди, сзади (хотя он может путать правую и левую стороны). Он умеет ориентироваться в плане кукольной комнатки, содержащей 4-5 предметов, находить в ней предмет, отмеченный на плане, и наоборот.

Если все это достигнуто, можно двигаться дальше. Дальнейшее ознакомление с цветом включает увеличение количества улавливаемых ребенком светлотных оттенков каждого цвета с обозначением его светлоты, усвоение взаимосвязи между цветами спектра, переход к оттенкам, промежуточным между цветовыми тонами (красно-оранжевый, сине-зеленый и др.), знакомство с делением цветов на группы холодных и теплых.

Как и раньше, методы ознакомления детей с особенностями цвета остаются не словесными, а действенными.

Если в три года мы рекомендовали знакомить детей с двумя-тремя светлотными оттенками цвета, то теперь их количество можно постепенно довести до четырех-пяти. Уже знакомый ребенку способ получения оттенков - разведение разных количеств краски в стаканчиках с водой -с тоит дополнить новым способом - разбеливанием (смешиванием краски определенного цвета с белилами). Это даст возможность включить получение оттенков в закрашивание контурных изображений и рисование красками и тем самым придаст действиям ребенка новый смысл. Разбеливание краски лучше всего проводить на специальной дощечке - палитре. Конечно, ваш ребенок уже умеет пользоваться красками. Но, скорее всего, он делает это весьма небрежно. А для получения светлых оттенков нужна тщательность. Затейте с ним игру в художников, скажите, что, когда художник пишет картину и у него все краски такого цвета, как нужно, он делает ее сам, смешивая другие краски между собой. Для этого у него есть фанерная палитра. Предложите ребенку стать художником и нарисовать аленький цветочек, у которого светло-красная середина и красные лепестки (образец и контурное изображение цветка - как в книжках-раскрасках - нужно заготовить заранее). Объясните, что и серединка, и лепестки цветка красные, поэтому их нужно закрашивать красной краской. Но чтобы они получились такими же, как в образце, красную краску для серединки цветка надо сделать светлее, а для этого смешать ее с белой.

Ребенку следует показать, как смешиваются краски, а потом предложить смешать самому. Это не так-то просто: важно набирать краску понемножечку на кончик кисти, тщательно промывать кисть при переходе от одной краски к другой, добиваться равномерного смешивания и, только получив подходящий оттенок, пускать его в дело.

Кроме аленького цветочка, можно, конечно, предложить и другие сюжеты рисунков, в которых используется несколько светлотных оттенков одного цветового тона (три воздушных шарика синего цвета разной светлоты, три листика, окрашенные в разные оттенки зеленого цвета, пирамидка из 4-5 одноцветных колец изменяющейся светлоты и др.).

Разбеливание - не единственный способ углубления знакомства ребенка со светлотными оттенками. Очень эффектно выглядит демонстрация изменений светлоты при помощи волчка. Вы берете любой покупной волчок или делаете его сами, надев на заостренную спичку картонный кружок. Далее вырезается один кружок такой же величины из цветной бумаги и один - из белой. В центре этих кружков делается отверстие для стержня волчка, а от края к центру - прорезь. Кружки надеваются на волчок таким образом, чтобы их края заходили друг на друга. Полученный в итоге круг состоит из двух секторов - цветного и белого, которые при вращении волчка сливаются. Увеличивая белый спектр (т.е. надвигая белый кружок на цветной), можно получать все более светлые оттенки, уменьшая его - все более темные. Вероятнее всего, ваш ребенок не сможет сам запускать волчок. Не беда. Достаточно, если он примет участие в обшей игре, передвигая кружки и таким образом увеличивая и уменьшая белый и цветной секторы. Запускать же волчок вы будете сами, наблюдая вместе с ребенком результаты изменения величины сектора.

Особенно эффектно выглядят несколько волчков, запущенных одновременно. В этом случае вы заранее устанавливаете разное соотношение величины белого сектора и сектора выбранного вами цветового тона и просите ребенка угадать, на каком волчке цвет будет самым темным, на каком - светлее, где еще светлее, и наконец - самым светлым. Правильность угадывания проверяется после запуска.

Главное, чтобы ребенок четко понял: чем больше белого добавляется, тем светлее становится оттенок. Естественно, игру с волчком можно повторять неоднократно, получая оттенки разных цветовых тонов.

Ознакомление ребенка со светлотными оттенками включает в этом возрасте и обучение называнию цвета с указанием оттенка (светло-зеленый, темно-зеленый и т.п.).

Такое обучение должно включаться в те виды игр с красками и волчками, о которых речь шла выше. Но возможны и специальные игры, способствующие запоминанию названий. Подберите несколько цветных предметов таким образом, чтобы среди них имелись одинаковые предметы, окрашенные в два оттенка одною и того же цвета

(например, темно-красная и светло-красная ленты). Если таких предметов нет, заготовьте их сами (два зеленых листа разных оттенков, два цветка, окрашенных в два оттенка красного или синего и т.п.). Сообщите ребенку, что будете играть с ним в игру Какого цвета не стало. Предложите ему внимательно посмотреть на предметы,


разложенные на столе, и запомнить их цвет. Потом ребенок отворачивается, и вы прячете один из предметов. Осмотрев оставшиеся , ребенок должен назвать исчезнувший предмет, обозначив его цвет и оттенок (ты спрятал темно-зеленый листик). В следующий раз предмет прячет ребенок и т.д. Следует учесть, что для светлых оттенков некоторых цветов существуют собственные житейские названия (розовый, болотный), Не следует отучать детей от их применения, но хорошо, если ребенок будет знать, что, например, розовым называют светло-красный цвет. Исключение здесь составляет светло-синий цвет, обычно обозначаемый как голубой. Это - уже ошибка, так как голубой цвет занимает свое особое место в спектре (между зеленым и синим) и не совпадает со светло-синим.

Усвоение ребенком взаимосвязи между цветами спектра и знакомство с оттенками, занимающими промежуточное положение между цветовыми тонами может достигаться теми же способами, что и усвоение светлотных оттенков. Это - окраска воды, смешивание красок на палитре с последующим использованием полученных смесей при закрашивании контурных изображений или при рисовании красками и использование цветных волчков.

Для окраски воды можно дать ребенку, например, синюю и желтую краски. В одном стаканчике предложить развести синюю , в другом - желтую, а в третьем - понемногу и той и другой. Получается вода зеленого цвета. Обратите внимание ребенка на то, что в радуге зеленый цвет лежит между желтым и синим: А потом пусть ребенок попробует при окраске воды брать больше то желтой, то синей краски. Будут получаться разные оттенки зеленого - желто-зеленый, сине-зеленый. Цветную воду, как мы советовали в предыдущей книжке, можно замораживать, получая цветной лед и выкладывая из него узоры.

Смешивание красок на палитре значительно сложнее получения цветной воды. Здесь результат зависит от того, сколько набирается краски каждого цвета, хорошо ли промывается каждый раз кисточка. Добиться заданного оттенка очень непросто.

В качестве образцов для закрашивания можно предложить ребенку, например, мандарин и морковь, окрашенные в разные оттенки оранжевого (мандарин - краснее, морковь - желтее), и помочь ему получить эти оттенки, смешивая красную и желтую краски.

Получение новых цветовых оттенков при помощи смешивания красок - увлекательное занятие для детей, и обычно они, уловив принцип, начинают экспериментировать самостоятельно, пробуя самые различные сочетания. Такое экспериментирование следует всячески поощрять, но без вашей помощи оно может потерять смысл. Во-первых, ребенку необходимо напоминать о том, что художники всегда смешивают краски на палитре, а не прямо на холсте или бумаге (дети склонны именно к последнему, и результаты бывают весьма сомнительными). Во-вторых, без ваших советов и оценок ребенок не сможет понять, какие цвета можно получить путем смешивания красок, какие нельзя, почему часто получаются некрасивые, грязные цвета - из-за неудачного подбора красок или технических неполадок.

Цветные волчки изготовляются и используются точно так же, как в случае с получением светлотных оттенков, только теперь на волчок надевают круги разных цветовых тонов (красный и желтый, желтый и синий, зеленый и синий, красный и синий) и наблюдают эффект их смешения.

Полезно познакомить ребенка с тем, что цвета бывают теплые и холодные. Радуга делиться на две части. Красный, оранжевый, желтый цвета - теплые. Ими можно пользоваться, когда рисуешь солнышко и то, что на него похоже. Зеленый, голубой, синий, фиолетовый цвета -х олодные. Такие цвета имеют льдинки, тени на снегу. Предложите ребенку нарисовать две картинки: В гостях у солнышка и В гостях у снежной королевы. В первой картинке должны быть только теплые цвета, во второй -т олько холодные. Сюжеты картинок пусть ребенок придумает сам.

Поскольку в ознакомление ребенка с цветом мы включили задания, требующие рисования или закрашивания красками контурных изображений, нужно сказать несколько слов об использовании цвета в детском рисунке вообще. Не забудьте, что приведенные нами задания направлены на развитие цветового восприятия, а совсем не на обучение ребенка рисованию. В рисунках дети часто используют цвет произвольно, выражают при его помощи свое отношение к изображаемому . Вспомните: Я сделал розовым быка, оранжевой корову... или Оранжевое солнце, оранжевое небо... и т.д. И это вполне закономерно. Рисунок и должен прежде всего выражать чувство, отношение. Нет ничего более вредного, чем постоянно твердить ребенку: А почему у тебя небо фиолетовое? Так не бывает. Небо должно быть синим. Тогда он очень скоро запомнит шаблоны (небо - синее, солнце - оранжевое и т.д.) и будет использовать цвет, исходя из знаний, внушенных взрослыми, а не из собственных впечатлений. Другое дело - постепенное приучение ребенка к рисованию с натуры, на основе внимательного рассматривания цвета изображаемого предмета. Но это - не для четырехлетнего малыша.

А теперь перейдем от цвета к форме. Основные задачи -п ознакомить ребенка с разновидностями геометрических форм и научить расчленять сложные формы, видеть в них определенные сочетания простых фигур. Познакомить ребенка с разновидностями форм - это значит обратить его внимание на то, что треугольники, прямоугольники, овалы бывают разными. Прямоугольники и овалы могут быть подлиннее и покороче, треугольники же могут иметь более острые и более тупые уголки. В отличие от этого круги и квадраты всегда одинаковые. Конечно, такое объяснение далеко от научного: в действительности речь идет не о разной длине фигур, а о разных пропорциях (и разном соотношении величины углов в треугольниках). Но рассказать этого ребенку вы не сумеете. А вот показать и научить практически ориентироваться в разновидностях формы, узнавать эти разновидности, когда они имеют разную величину и находятся в разном пространственном положении, сумеете. Для такого обучения хороши игры типа лото, где на больших картах нанесены контурные изображения прямоугольников, овалов разных пропорций, остроугольников, равносторонних, прямо- и тупоугольных треугольников, кругов и квадратов (прямоугольники и квадрат на одной карте, овалы и круг на другой, треугольники - на третьей). Кроме того, необходим набор вырезанных из картона фигур, полностью совпадающих по форме и величине с контурными изображениями. Игра состоит в том, что вы кладете одну карту перед собой, другую даете ребенку и затем по одной достаете из коробочки картонные фигуры. У кого такая ? Выигрывает тот, кто первым накроет все контурные изображения на своей карте. Потом нужно меняться картами. Надеемся, что вы и без специальных разъяснений догадаетесь, что, во всяком случае, на первых порах ребенок будет нуждаться в не слишком заметных подсказках, помощи и достаточном времени для размещения каждой фигуры. При этом с вашей стороны будет разумным предоставить ему возможность почаще выигрывать.

Когда игра будет освоена, можно внести в нее некоторое усложнение: давать на картах контуры фигур в уменьшенном масштабе (1/2) так, чтобы они полностью скрывались под соответствующими картонными фигурами. Это будет способствовать усвоению ребенком того, что форма не зависит от величины.

Однако знакомство с разновидностями форм никак не должно заслонять от ребенка того факта, что это именно разновидности одной и той же формы. Поэтому стоит параллельно проводить игры, требующие выделения основной формы независимо от того, какой разновидностью она представлена. Для этого очень подходят игры типа домино. Домино легко сделать из картона, только на каждой половинке вместо определенного количества точек нужно начертить геометрическую фигуру. Для этого следует использовать пять уже знакомых ребенку фигур: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, причем представить овалы и прямоугольники двух разных пр о- порций, треугольники - двух разновидностей с разным соотношением сторон. Можно ввести и две новые фигуры - многоугольник, представленный двумя разновидностями: пятиугольником и шестиугольником, и трапецию (опять-таки в двух вариантах). Играть в такое домино нужно так же, как в обычное, прикладывая друг к другу одинаковые фигуры и не учитывая различия между их разновидностями.

Расчленению сложных форм на их элементы дети обучаются в играх, где нужно сложить изображение предмета из частей. В качестве частей используются разные варианты геометрических фигур. Такие игры могут быть весьма разнообразными. Первые из них должны быть построены так, чтобы каждая часть предмета, заданного в контурном образце, представляла собой отдельную геометрическую фигурку, и ребенку давались только те фигурки, которые необходимы в данном случае.

На следующем этапе дается одновременно несколько образцов и набор фигурок, из которого может быть составлен каждый из них.

Так, к приведенным выше образцам могут быть добавлены такие:

Соответственно к фигуркам добавляются два кружка:

Фигурки выкладываются последовательно. Игра становится интереснее, если образцы расположены на листе картона по кругу, а в центре круга на стерженьке укреплена вращающаяся стрелка. Один из участников игры крутит стрелку, другой должен как можно быстрее выложить изображение, на которое она указала (участники игры — вы и ваш ребенок, вы крутите стрелку и выкладываете изображения поочередно с ним).

Более сложные варианты подобных заданий предусматривают складывание изображений из множества однородных элементов. При этом сначала даются расчлененные образцы, а потом - контурные. Приведем несколько примеров.

Попробуйте сами придумать другие изображения такого типа. Надеемся, что это окажется не менее увлекательным занятием для вас, чем выкладывание придуманных вами изображений для вашего ребенка.

К собиранию фигуры из ее частей близок еще один вид заданий, который обычно очень нравится малышам. Это складывание разрезных картинок. Изготовить такую картинку очень просто.

Возьмите изображение любого предмета (или нарисуйте его сами) и разрежьте ножницами на несколько частей


Для начала хватит всего двух частей Сначала положите перед ребенком сложенную картинку. Затем раздвиньте ее части (задание легко усложнить, повернув одну из частей):

- Ой, картинка сломалась. Почини ее скорей!

В дальнейшем можно увеличить количество частей и сразу класть их в беспорядке. Раньше чем ребенок начал собирать картинку, спросите его, что на ней нарисовано; пусть он попытается заранее собрать разрозненные части в уме. Вот варианты разрезания картинок:

Задача становится еще сложнее, если разрезы проведены не по прямым линиям.

- Давай склеим разбитую чашку, - говорите вы ребенку и кладете перед ним черепки. Сумеет ли он их собрать?

Это задание похоже на собирание кубиков с картинками, но имеет много преимуществ. Оно дает больше возможностей для варьирования задачи (можно менять варианты разрезывания).

Кроме того, могут быть разнообразнее сами рисунки: каждый набор кубиков включает всего шесть рисунков, вы же легко можете сделать их гораздо больше. И, наконец, на кубиках, имеющихся в продаже, картинки обычно слишком сложны. Их невозможно собрать, не имея образца, и, значит, ребенок не учится заранее конструировать предмет из его частей в уме. А это наиболее полезно для развития наглядно-образного мышления.

Новый этап ознакомления ребенка с величиной предметов предполагает переход от сопоставления предметов по их общей величине (большой, средний, маленький, больше - меньше) к выделению отдельных измерений величины - длины, ширины, высоты. Сразу же нужно сказать, что задача это нелегкая. Трудность ее состоит в том, что измерения величины относительны. Конечно, легко определить, где высота дома или пирамидки, где длина и ширина ленты или листа бумаги. Однако во многих других случаях дело обстоит не так просто. Конечно, высота -э то измерение по вертикали. Ну, а если, например, игрушечный шкафчик лежит? Превращается ли тогда его высота в длину, а ширина - в высоту? И почему книга вообще не имеет высоты, но зато имеет толщину? Стоит задуматься над подобными вопросами, чтобы сразу стало ясно, в какое трудное положение попадает ребенок, знакомясь с измерениями величины. И не случайно дети так цепляются за знакомое им большой - маленький.

Для ребенка четырех лет вполне достаточно, если он овладеет умением выделять и обозначать словесно высоту, длину, ширину (можно и толщину) предметов только в тех случаях, когда эти измерения вполне очевидны.

Условием такою выделения является сопоставление контрастных по данному измерению предметов. Его удобно организовать в форме игры Что изменилось?. Она вполне аналогична игре Какого цвета не стало, но, конечно, подбор предметов должен быть другим: узкая и широкая лента (одинаковой длины), высокая и низкая башенка, тонкая и толстая книга, длинная и короткая палочка и т.п.

Перед началом игры предложите ребенку хорошенько посмотреть, что находится на столе, и сравнить между собой предметы одного и того же типа, различающиеся по одному из измерений, путем их прикладывания или накладывания друг на друга. Учите ребенка прикладывать предметы тщательно, уравнивая их края; Смотри, у нас тут две ленты. Чем они отличаются друг от друга? Возьми их и пончики и сложи. Видишь, у одной остается лишний кусок. Она длинная. А другая - короткая. Теперь возьми книжки. Положи их рядом. Эта книжка - толстая. В ней много листочков. А эта - тонкая, в ней листочков мало... и т.д.

После того как ребенок сравнил все парные предметы, проводите игру так, как она описана выше применительно к оттенкам цвета.

Ознакомление ребенка с пространством стоит на первых порах продолжать в играх с планом кукольной комнатки. Но сами задания теперь следует усложнить. Предложите ребенку уже знакомую ему задачу - найти предмет, спрятанный в кукольной комнатке, пользуясь отметкой на плане. Но план положите рядом с комнаткой верх ногами и введите в качестве условия игры запрещение его переворачивать. Теперь ребенку, чтобы решить задачку, придется переворачивать план в уме, и это придаст его пространственным представлениям новое ценное качество -г ибкость.

Еще одно новое задание может состоять в перестановке мебели. Вот знакомая кукольная комнатка. Вот ее план, на котором каждый предмет обозначен соответствующей ему геометрической фигуркой, вырезанной из картона. Но кукла Маша решила купить пианино и не знает, куда его поставить, для этого нужно переставить остальную мебель. Попросите ребенка помочь Маше. Для этого дайте ему прямоугольник, обозначающий пианино, и предложите переместить мебель на плане так, чтобы поместился этот новый предмет. А это не так-то просто: ведь пианино должно стоять обязательно у стенки и перед ним необходимо оставить достаточно места для стула... Любая ошибка сразу же обнаружится, как только решение, достигнутое ребенком при работе с планом, будет реализовано путем соответствующей перестановки мебели в самой комнатке (это тоже лучше поручить ребенку). Понятно, что подобная игра может касаться не только пианино, но и любого другого предмета обстановки.

Ну, а дальше наступает пора переходить от пространства игрушечной кукольной комнатки к реальному пространству. Наиболее плодотворный способ выработки у ребенка пространственных представлений остается, однако, прежним: это обучение использованию плана. Для того чтобы приступить к нему, вам придется начертить план вашей комнаты. Это не так уж сложно. Выбрав определенный масштаб (например, 1:10), начертите стены комнаты, обозначьте двери и окна, а затем изобразите проекции находящихся в ней предметов, т.е. очертите, соблюдая масштаб, занимаемые ими места в комнате. Получится нечто такого типа. Это - план той комнаты, в которой мы сейчас пишем книжку. В ней расположены трехсекционная стенка, письменный стол, кресло, диван и два стула.

Основная игра с планом - та же, что и раньше: поиск по отметке в плане спрятанного предмета. Прячут предмет и делают соответствующую отметку поочередно взрослый и ребенок. Основная задача теперь - добиться того, чтобы ребенок научился пользоваться планом, находясь в любой точке комнаты. На первых порах для этого ему нужно будет сориентировать план - повернуть его так, чтобы изображение двери смотрело в сторону двери, изображение окна - в сторону окна (дверь и окно - наиболее удобные ориентиры, позволяющие совместить направления на плане и в самой комнате). Следующий шаг - определение собственного места в комнате (я сижу вот на этом стуле). А после этого уже легко найти в комнате отмеченный на плане предмет.

Необходимость подобного пошагового использования плана скоро отпадет, и ребенку достаточно будет внимательно посмотреть на план, чтобы сразу отыскать в комнате нужное место. Ну, а что если теперь перейти в другую комнату или на кухню? Скорее всего, все повторится сначала. Не беда. Полноценные, подвижные представления о пространстве складываются далеко не сразу. Главное, чтобы ребенок понял принцип соотнесения плана с реальным пространством и избавился от необходимости всегда танцевать от печки.