Чем занять детей     |     Старший дошкольник

За порогом детской

Собственный жизненный опыт маленького ребенка очень ограничен. Семья, квартира, двор, детский сад, дача -в от, пожалуй, и все, с чем он хорошо знаком. Но за всем этим стоит большой мир, в котором ребенку предстоит жить, когда он станет взрослым. Готовить его к жизни в этом большом и сложном мире нужно еще с дошкольного возраста. Разумеется, четырехлетнего ребенка рано знакомить с международным положением, политическим устройством государства и законами природы. Но дать ему первоначальные сведения о явлениях природы и общественной жизни необходимо.

Знает ли ваш ребенок, чем день отличается от ночи? Наверное, знает: днем светло, ночью темно. А почему днем светло, он может и не знать. Ведь солнце видно не всегда. Понаблюдайте вместе с ним, как оно выходит из-за туч, как просвечивает через прозрачные облака. Проделайте простой опыт: заслоните листом бумаги ночник или настольную лампу. Лампы не видно, а свет от нее проходит через бумагу - так и солнце, даже когда его не видно, светит сквозь тучи.

Как объяснить малышу, что такое утро, день и вечер? Проще всего связать время дня с режимными моментами: когда мы встаем и завтракаем - это утро; когда обедаем -д ень; когда ужинаем и ложимся спать - вечер.

Чем отличается хорошая погода от плохой ? Хорошая погода - это когда светит солнце, плохая - когда небо затянуто облаками. Из облаков часто идет дождь. Если нет ни одного облачка, то и дождя не будет. Облачко должно Гиль прямо над вами - иначе и дождь пойдет не здесь, а в другом месте. Понаблюдайте вместе с ребенком, как приближается грозовая туча. Вот вдали уже гремит гром, видны молнии, но пока гроза еще не пришла. А вот туча уже ад самым домом: гроза добралась сюда, начался дождь, молнии сверкают прямо над головой.

После дождя остаются лужи. Вчера было сухо, а утром на улице лужи. Спросите у ребенка, откуда они взялись.

Если он сам не найдет правильного ответа, подскажите, что ночью шел дождь. А что станет с лужами под солнцем?

Не спешите подсказывать: пусть ребенок сам понаблюдает за тем, как они высыхают. Сегодня ветрено. Вон как качаются деревья - их качает ветер. А там, где нет деревьев, будет ветер? Хорошо, если есть возможность сходить и проверить это. Большинство детей уверено, что качание деревьев - это и есть причина ветра. Не спорьте с ребенком. Лучше несколько раз покажите ему, как от ветра качается все вокруг – не только деревья, но и белье на веревке, как хлопают окна, вплетают бумажки, как ветер гонит по небу облака. Качание деревьев - только один из признаков ветра, а не его причина. Постепенно ребенок сам придет к этому выводу на основе наблюдений. Возможно, что это произойдет еше не скоро, не беспокойтесь. Главное, чтобы накапливались эти наблюдения - необходимый материал для самостоятельных выводов.

Мы уже знакомы с дождем. А что сыплется из туч зимой? Конечно, снег. Покажите ребенку, как тают снежинки на ладони. А на земле они не тают, и образуется снежный покров. Почему на ладони снежинки тают, а на земле -н ет? Потому что земля холодная, а ладонь теплая. Давайте наберем снега в миску. Как сделать, чтобы он растаял? Занести его в теплую комнату. Так же можно растопить куски льда. Когда снег или лед тает, они превращаются в воду. А если вынести воду на улицу, то она, наоборот, превратится в лед. Проделайте такие эксперименты несколько раз, чтобы ребенок понял, что это постоянные, закономерные явления.

Что станет со снегом и льдом, когда придет весна и солнышко начнет греть сильнее? Во что превратятся сосульки, когда они растают?

Знакомить ребенка с временами года можно и по сказкам, и по картинкам. Но все-таки ценнее всего самостоятельные (организованные взрослым) наблюдения. Зимой холодно, на земле лежит снег, реки покрываются льдом. Люди надевают теплые пальто или шубы, меховые шапки. Весной становится теплее, начинается таяние снега и льда (хорошо бы показать ребенку ледоход). Появляются листья на деревьях, трава. Возвращаются перелетные птицы. Люди одеваются уже не так тепло, как зимой. Летом совсем жарко. Довольно часто бывают грозы. Люди одеты легко. А вот уже и осень. Похолодало, пошли долгие осенние дожди. Желтеют и опадают листья. Скоро придет зима.

Ознакомление с природой включает расширение представлений ребенка о животном и растительном мире. Немало увлекательных наблюдений за животными можно провести во время прогулок, особенно когда удается выбраться в лес. Ребенку интересно все. Вот дятел стучит по стволу. Объясните, для чего он это делает: он достает из-под коры вредных жучков, лечит - дерево. Вот муравьи тащат веточки и еловые иголки - они строят муравейник. Не надо им мешать: их работа нужна лесу (пока еще можно не объяснять, чем именно полезны муравьи, достаточно отметить сам факт). Вот скачет лягушка. Она хорошая, но ис надо брать ее в руки. Ей нужны травка и вода, в руке у человека ей будет жарко и неудобно.

Обратите внимание ребенка на различия между разными видами деревьев. У елки и сосны - иголки. Они не облетают зимой (это обязательно надо будет проверить, когда придет зима). У клена широкие вырезные листья. Они очень красивы осенью (и это надо будет проверить; заодно можно будет собрать букет из разноцветных листьев для украшения комнаты). У березы мелкие листья и белый ствол с черными полосками.

На поляне растут цветы. Посмотрите, какие они разные, как весело и красиво вокруг. Белая ромашка, синий колокольчик, желтый лютик... Впрочем, не нужно выучивать все названия. Лучше посмотрите, из каких частей состоит цветок. Вот у него лепестки, вот стебелек, листья...

Наблюдать за растениями и животными можно ну себя во дворе, и в собственном доме - конечно, если дома у вас есть растения и животные. Прогулки по лесу позволяют увидеть много разных животных и растений, сравнить их между собой. Домашние наблюдения дают другую возможность: подробно познакомиться с ростом одного какою-либо цветка, проследить, как зарождается бутон, как он созревает и, наконец, раскрывается. Можно увидеть, как растет котенок, как он научается есть рыбу (а раньше только пил молочко!).

Растения надо поливать - иначе они засохнут. Домашних животных надо кормить. Зимой приходится подкармливать и диких животных, особенно птиц. Им трудно добывать корм из-под снега. Очень хорошо, если в уходе за растениями и домашними животными, в подкармливании птиц принимает участие ребенок.

Очень важно развить в ребенке умение видеть красоту природы. Оно не приходит само по себе. Надо учить ребенка замечать такие явления природы, как закат, радуга, обращать внимание на богатство красок осеннего леса, пышные снежные шапки, покрывающие деревья зимой, нежную зелень весенней листвы. Эти впечатления ребенок может передавать в своих рисунках. Да и сами природные материалы предоставляют широкий простор для творчества. Хорошо подобранный букет осенних листьев - это уже произведение искусства. А сколько забавных поделок можно изготовить из бересты, шишек, желудей, веточек, скрепленных пластилином!

Природой и природными явлениями не исчерпывается окружающий ребенка мир. Еще более важная его сторона - это социальная действительность, жизнь общества, полноправным членом которого со временем станет ребенок.

Знакомить ребенка с общественной жизнью, так же как с природой, надо постоянно, но не навязчиво. Не нужно читать ему лекций о величии труда и пользе аккуратности. Но проходя мимо строящегося дома, надо показать, как слаженно работают строители. Надо обратить внимание ребенка на очистку улиц от снега. И песок на скользкой обледеневшей дорожке появился не сам собой - его насыпал дворник, чтобы нам было легче идти, чтобы мы не упали. Весной убирают мусор, оставшийся после таяния снега, сеют траву, сажают цветы. Город будет чистым, аккуратным, нарядным. Осенью тоже идет уборка: люди сгребают в кучи и сжигают опавшие листья. Все это совершается на глазах у ребенка, но если специально не остановить на этом его внимание, он может ничего не заметить, а если и заметит, то вряд ли запомнит.

Познакомьте ребенка с разными профессиями. Мы едем на автобусе - нас везет шофер. Мы пришли в поликлинику - нас лечит врач. Мы зашли в магазин - нам продает продукты продавец. Книжку написал для детей писатель (поэт), а рисунки к ней сделал художник. Любой выход из дома, любая вещь, попавшая в руки ребенку, -п овод познакомить его с трудом взрослых. Стоит ли использовать каждый такой повод? Наверное, нет: все хорошо в меру.

А каково назначение разных общественных учреждений? Зачем нужны магазин, детский сад, школа? Вот это -т еатр, мы скоро в него сходим. В театре детям показывают сказки. А это - почта. Помнишь, мы посылали бабушке посылку? Она тоже прислала тебе посылку, в ней были подарки ко дню твоего рождения. Бабушка живет очень далеко, до нее надо долго ехать. Наша посылка ехала на поезде, а потом почтальон принес бабушке. Бабушкина посылка тоже ехала на поезде и приехала сюда, на почту. Мы пришли на почту, и нам ее отдали.

Познакомьте ребенка со средствами транспорта. Когда нам нужно поехать далеко-далеко, в другой город, мы едем туда на поезде. А можем полететь на самолете - тогда поездка займет меньше времени, потому что самолет летит быстрее, чем идет поезд. А если нам нужно плыть по морю или по реке, то мы сядем на пароход или теплоход.

Так где же начинается общественная жизнь - на улице, сразу за порогом вашего дома? Нет, в самом доме. Когда ребенок помогает вам по хозяйству, когда вы затеяли большую стирку, а он, стоя рядом с вами, стирает кукольное платье, - тут-то и происходит его практическое приобщение к труду взрослых, закладываются основы будущей социальной активности. Подчас помощь ребенка раздражает родителей, замедляет их работу. Ничего не поделаешь. Если вы хотите, чтобы ребенок вырос трудолюбивым, чтобы он научился уважать труд других людей, уважайте его труд, даже когда он больше мешает, чем помогает. Это необходимое (хотя отнюдь недостаточное) условие формирования важных нравственных установок. Необходимо приучить ребенка самостоятельно убирать свои игрушки и книги, одеваться, раздеваться и т.п. Разумеется, взрослый должен оказывать ребенку помощь, но постарайтесь не очень демонстрировать это ему самому. Например, лучше сказать: О, ты уже умеешь сам застегивать почти все пуговицы - вот какой ты большой!, чем Ай-яй-яй , такой большой мальчик, а не умеешь застегивать верхнюю пуговицу!

И еще одно замечание: задача не в том, чтобы заставить ребенка что-то сделать, а в том, чтобы он делал это охотно, чтобы это доставляло ему удовольствие. Чувство долга - достояние более позднего возраста. И лучшая основа для него - положительное эмоциональное отношение к выполнению своих обязанностей.